В поисках украинской элиты
Алла БОЙКО, профессор:
— Настоящим проявлением элитности, преданности собственным идеалам, по моему мнению, был выбор профессуры Киевской Духовной Академии после кровавых событий 1917—1919 гг. В то время, как некоторые представители обеспеченных кругов, аристократы массово покидали страну по приказу Ленина или же по собственному желанию, духовенство осталось на Родине, чтобы быть вместе со своим народом.
Элитность, как и счастье, не должно измеряться в денежных единицах и материальных благах. Конечно, без денег вполне довольным человеком быть невозможно, однако счастье является более личностным понятием, а элитность — это в определенной степени ответственность за других, за свой народ.
Люди, принадлежащие к элите, вынуждены выполнять функцию совести общества, быть примером, прежде всего, нравственности, обладать развитым интеллектом, быть энергичными и настоящими, а не задекларированными патриотами. Для меня лично примером человека из элиты является академик Амосов, который своим трудом принес неоценимую пользу обществу.
К сожалению, люди, которые сегодня провозглашают себя элитой, считают, что элитарность — это приближенность к власти, высокий имущественный ценз и тому подобное. А главные человеческие качества для них отступают на десятый план. Однако, надеюсь, так будет не всегда. И настоящая элита нашего украинского общества непременно проявит себя.
Александра ЖУРАХОВСКАЯ, студентка:
— Понятие «элита» я воспринимала в школе как определенную прослойку общества, которая во времена непросвещенности масс выделялась чрезвычайной осведомленностью в культуре не только собственной нации, но и мира в целом. Эти люди почему-то представлялись в огромной собственной библиотеке, склонившие голову над большим фолиантом, которые готовы были в любой момент начать дискуссию на морально-этическую тему.
Современная украинская элита — это затерянные во времени бывшие академики, доктора наук периода СССР. Сегодняшняя элита — это мы: студенты, которые учатся, меняются, узнают, не утратив тоненькую связь с далеким прошлым, несмотря даже на то, что этой тоненькой ниточкой стали книги. Мы не боимся признаться в том, что только учимся, так как элита — не установившееся, закаменевшее понятие с собственными извечными традициями. Это вода, не та, что ничего в себе не несет, а та, что напитывается и не останавливается. Ее преимущество — вечное познание как самого дна, так и самых высоких пространств.
Иван ЮЩУК, профессор:
— Элитные люди — не только высокообразованные, а прежде всего те, кто заботится о государстве, о народе, о нации. Тот, кто думает только о себе, а прикрывается иными словами, является псевдоэлитой. Относительно молодежи, то это и часть нашей общественности, за которой будущее, и которая, я верю, перестроит наше общество на рельсы справедливости, законности и будет заботиться о дальнейшем развитии украинской (в широком понимании этого слова) нации. Современная молодежь является мыслящей. Ее мысли раскрепощены, она уже не боится высказывать и высказывает свои взгляды на наболевшие проблемы, вмешивается в нашу общественную жизнь. Я верю в то, что скоро молодые люди возьмут в свои руки руководство государством. А это, в свою очередь, пойдет только на пользу Украине.
Мария КИСЕЛЕВА, студентка:
— Слово «элита» звучит в последнее время слишком часто. Думаю, это вызвано тем, что период удовлетворения в первую очередь материальных потребностей, накопления капитала, физического выживания для Украины уже прошел. И теперь современному обществу стало возможным рассуждать о культурной перестройке государства.
Возникает вопрос: кто станет движущей силой духовной революции государства? Ответ приходит подсознательно: элита. Элита — это люди, сочетающие в своих собственных качествах образованность, национальную ориентацию, широкое мировоззрение и желание работать ради благосостояния страны.
Я провела 2 года своей жизни в учебном заведении, которое своим девизом провозгласило воспитание новой украинской элиты. Воспитанникам обеспечивалась украиноязычная среда, общение с выдающимися украинцами, высокий уровень образования, особая атмосфера в коллективе. Постоянно напоминая, что мы — будущие лидеры, педагоги требовали от нас соответствующего поведения, манер общения и даже мыслей. Это помогало осознать, что той причудливо-недосягаемой элитой можем стать и мы.
«Золотой век» украинской элиты, я верю, наступит через несколько лет, когда молодежь, интеллектуальная, образованная, воспитанная в украинских традициях, примется за работу, и этот труд принесет первые плоды.
Выпуск газеты №:
№218, (2003)Section
Общество