«Великий зодчий»

— В детстве каких только увлечений не было. Был домашний кукольный театр с героями популярных детских сказок, и вся семья вечерами должна была просматривать эти спектакли. Позже — домашняя стенгазета: с рубриками, редакторской колонкой, карикатурами — и обязательным сбором читательских отзывов, конечно. Было время увлечения филателией — и время увлечения кино. Период интенсивного выпекания тортиков сменялся периодом такого же горячего интереса к авиации: на уровне моделей самолетов и вертолетов и любимой книги А. Маркуши «Пособие юного пилота». Все это, наверное, трудно назвать хобби, потому что так тогда и не воспринималось. Но есть одно развлечение, которое перманентно сопровождает до сих пор: про себя называю это «Великий зодчий». С детства — неравнодушна к различного рода домикам: большим и малым. Начиналось — с обустройства домиков для кукол. Не застала я времен Барби: к сожалению, а может, и к счастью, потому что бедным был бы бюджет моих родителей. Поэтому квартирки и домики для любимых пупсиков приходилось сооружать собственноручно — из подсобных материалов. Потом отечественное производство осчастливило картонными макетами целых квартир и мебели для них: все это можно было по-разному варьировать, переставлять стены, менять дизайн и вообще почувствовать себя незаурядным специалистом по интерьеру. Испытывала себя и в «больших формах». Привезли как-то на наш двор огромную кучу корневищ срубленных деревьев. Может, на дрова или еще для какой-то надобности — не знаю. Но до сих пор помню, какой роскошный «каменный зал» обустроила я среди этого причудливого сплетения древесины — играя, конечно. Жалко, не так просто найти ныне в городе такой же красоты сухие дикие ветки: в интерьере выглядело бы очень романтически. А потом — от «теории» перешла к «практике». Родители мои как раз начали строить собственный дом, и это был кайф чрезвычайный: придумывать вместе с ними, каким он должен быть. На радостях нарисовала несколько вариантов планировки нового дома, а чтобы было более убедительно — заодно и варианты меблировки. Часть мечты, правда, так и осталась только на бумаге: для воплощения всех моих идей нам не помешало бы какое-то богатое наследство от дядюшки- миллионера. Как потом прочитала в умных книжках, предлагала я что-то в духе «неоклассики».
В университете больше уже интересовалась стилем модерн и идеями Ле Корбюзье о «доме как машине для жизни». И срашно обрадовалась, когда узнала, что Билл Гейтс уже начал воплощать эту идею буквально, построив себе вполне компьютеризованный дом, где все электричество включается по голосовым сигналам, СВЧ-печка докладывает вам, когда ваша пицца уже готова, а ванна, скажем, когда вода в ней достигнет нужной температуры. Осталось дождаться реализации еще одной идеи фантастов: о квартирах-модулях, которые смогут самостоятельно перелетать из города в город, и там — просто крепиться магнитными замками на высоких башнях-портах. Здорово?
Собственно, все это и стало предисловием к небольшой нынешней коллекции домиков из различных концов света: она начала составляться в последние годы. Разве же могла барыня с таким «строительным прошлым» спокойно пройти в Испании мимо целого стенда с настенными образцами их типичной национальной архитектуры? Да еще и когда все эти глиняные домики такой филигранной работы, каждый — с другим дизайном, различных размеров и хозяйственным назначением, и все — с белыми стенами, под красной черепицей и оплетены ярко-зеленым плющом? Ходила я кругами около этих стендов до самого отъезда, преодолевая искушение купить все скопом. Наконец — в Киев приехали первые три экземпляра из Каталонии. Потом к ним присоединился подобный типаж из Андалусии, а впоследствии знакомые привезли такой же сувенир из Мадрида. И пошло-поехало. Преимущественно «поехало», потому что чаще всего привозятся домики из поездок. Так же пришлось держать себя в руках в Париже. Там в витринах магазинов можно увидеть целые городские кварталы, составленные из зданий различной архитектуры: вместе с деревьями на тротуарах и даже фигурками людей. В результате — Франция представлена у нас типичным городским домом вместе с парижской булочной, и не менее типичным домиком с мельницей из сельского Прованса. Географию расширяют коллеги-ТСНовцы: благодаря их командировкам у меня есть теперь характерный образец провинциальной Британии и даже собор Святого Вита из самой Праги. А в дополнение — старинная украинская хатка из звонкой опешнянской глины, привезенная друзьями из Сорочинцев, и некая «избушка на курьей ножке» из сказочного русского леса — подарок из Одессы. А также домик-колокольчик из Болгарии, стилизованная китайская пагода... с Андреевского спуска, и несколько кипрских храмов в форме подсвечника. Прямого отношения к работе вся эта забава не имеет: разве что помогает возможность ездить по свету, но еще и привычка заглядывать в каждую щелочку — от ежедневных поисков нужной информации. И к чтению специальной литературы я тоже еще не дошла: удовлетворяюсь пока что визуальным впечатлением. Хотя интересно было бы проанализировать: почему так похожи традиции народного строительства в далеких друг от друга Испании и Болгарии, и наоборот — совсем другой стиль хаток в соседней с Болгарией Украине? Тем более, кстати, хочется сохранить в первоначальном виде уникальную «коллекцию домиков» нашего Киева: чтобы и через 20 лет туристы смогли увидеть и древнюю Софию, и католический костел работы Городецкого — ныне Дом органной музыки, и застать легендарную зелень на днепровских склонах, на которые наступает современная застройка. Чтобы нынешняя строительная лихорадка не съела окончательно исторический принцип застройки «матери городов русских»: когда архитекторы сознательно оставляли пространство между домами, чтобы лучше и эффектнее открывалась панорама с различных точек, и чтобы свежий днепровский воздух свободно гулял по городу. Таких «любителей домиков» в ТСН немало. Поэтому особенно интересуемся сохранением исторического лица древних украинских городов, и в частности планом архитектурного развития столицы. Он, оказывается, уже разработан и утвержден вплоть до 2020 года. И все, что сейчас происходит в Киеве, очевидно, часть этого малоизвестного горожанам плана. Так играем в домики и дальше. Не хочется только, чтобы самые интересные украинские здания остались в истории только в виде макетов: для коллекций уже следующих поколений. А для своей пока что ищу место: начинаем строить полки...
Выпуск газеты №:
№201, (2003)Section
Медиа