«Детей заставляют учиться на украинском...»
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Прочла в «Дне» за 2 октября с.г. статью Галины Александровой «Территория войны с будущим» о донецкой школе № 36 и комментарий к ней заместителя министра образования и науки Украины Виктора Огневьюка.
Я очень рада, что хотя бы в Донецке противостоят страшному давлению на русский язык, который находится в таком бесправном положении, что грамотно на нем писать скоро никто не сможет — детей не учат. И ошибки никто не заметит. В одной из газет я прочла очень заинтересовавшее меня мнение западного психолога: если ребенка в школе учить не на его родном языке, то его интеллектуальные возможности уменьшаются примерно на 40%.
Поскольку у большинства детей в Украине русский язык является родным, а их заставляют учиться на украинском (я это знаю не понаслышке — в Киеве моя русскоязычная внучка вынуждена учиться в украинской школе), то через поколение общий интеллект народа Украины станет ниже на 40% по сравнению с поколением, которое училось до независимости.
В городе Славутиче, в котором все говорят на русском языке, нет, по воле мэра и отдела образования, ни одной русскоязычной группы во всех детских садах города. А детских садов там десять на 26 тыс. жителей. Дети в некоторых школах были насильственно переведены в украиноязычные классы. Начинал ребенок в русскоязычном классе, а через несколько лет оказался в украиноязычном. В результате дети совершенно не знают грамоты русского языка. Про украинский — можно сказать то же. Но незнание родного языка страшнее.
И это насилие над русскоязычными детьми в Украине массовое, но об этом никто не пишет. Я помню, как несколько лет назад одна несчастная мама дорвалась до микрофона в ток-шоу «Табу» и высказала все свои обиды и возмущение по поводу насильственного обучения своего ребенка в украиноязычной школе; о том, какую психическую травму ребенок получает от сознания того, что он неполноценный, не понимает, почему ему не разрешают учиться на родном языке, а на чужом он учиться не может.
Пройдите по Киеву: вы нигде не услышите украинской речи, она в Киеве не родная. Хоть в транспорте, хоть в жэке, хоть в магазине, хоть в налоговой инспекции, хоть в бытовом комбинате — везде говорят по- русски. А какой процент русских школ в Киеве? Он не отражает фактического соотношения между русскоговорящими и украиноговорящими детьми.
В конце «Комментария» больше всего меня возмутило то, что в Донецкой области предусматривается программа перехода учебных заведений на украинский язык. Это опять насилие над детьми и родителями. Лучше бы учили хорошо всех детей на их родном языке, а не планировали переход на снижение интеллекта нации.
Я понимаю, что писать вам все это — напрасная трата времени, но мне хотелось, чтобы вы знали, как со стороны выглядит высосанная из пальца «проблема школы №36». А газету «День» я покупаю только из-за «Афиши» (на полосе «Культура». — Ред. ). Это, вообще-то, не моя газета, сами понимаете.
Выпуск газеты №:
№197, (2003)Section
Почта «Дня»