Непопулярное здоровье
Главная причина болезней в школьном возрасте — дисгармония физического развитияКогда-то тема потерянного здоровья была популярной исключительно для людей преклонного возраста. При современной диспропорции между уровнем смертности и уровнем рождаемости и разгула разнообразных болезней, ряды искателей здоровья все больше «молодеют». Панацеи ждут как от «гуру» традиционной и нетрадиционной медицины, так и от экспериментов с новейшими медикаментами и способами лечения. Рассмотреть ее в банальной физиологической активности удается не каждому. Тогда как еще древнейшие записи в «Ведах», датированных V веком до н.э., содержат в себе методики оздоровления и лечения физиологическими средствами, проще говоря движением.
По данным Всемирной организации здравоохранения, на 20- 25% наше самочувствие зависит от генетики, то есть от того, чем болели деды-прадеды. Еще приблизительно 20% от состояния окружающей среды. И только мизерным 8-10% нужно быть благодарными уровню медицинского обслуживания. Поэтому нетрудно подсчитать, что почти наполовину состояние нашего здоровья зависит от нас самих, следуем ли мы правильному образу жизни, предусматривающему жизненно необходимую физическую нагрузку?
За ответом далеко ходить не нужно. Стоит только вспомнить печально известные уроки физической культуры. К каким только хитростям не прибегают школьники, чтобы в очередной раз «пропасовать» урок. Широкий выбор аргументов: от плохого самочувствия, нехватки средств на форму и обувь до абсолютной ненадобности этого предмета. А интеллектуальный бум, характеризовавшийся появлением, как грибов после дождя, различных частных школ, лицеев и гимназий (как гуманитарно-эстетической так и технической направленности) привел к формированию у родителей мнения: «лишь бы по другим предметам успевал, а физкультура — не главное». Последствия не заставили себя долго ждать. По словам доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры Национального медицинского университета им. А. Богомольца Валентины Шаповаловой, несколько лет тому назад в рамках диагностически-оздоровительной программы «Школьник» из 191 тысячи детей, имевших диагноз «здоров» и «практически здоров», те или иные недостатки отсутствовали только у 0,8 % (десять лет тому назад их было 2%), у 7 — 9% детей было здоровье выше среднего уровня, около 30% детей было со средним уровнем и 30% детей имели от 2 до 6 сформированных патологий внутренних органов, которые никогда не диагностировались медиками и о которых не подозревали родители. По мнению госпожи Шаповаловой, такая пессимистическая статистика от неосознания того, что гармоничное развитие и здоровье ребенка зависят именно от уровня двигательной активности. У нас же длительное время существовало ошибочное мнение о том, что новорожденного ребенка нужно очень плотно пеленать, чтобы ровно формировался скелет. Весь мир давно от этого отказался. Движение — это усиленное кровообращение и сокращение мышц. Если двигаться с самого рождения, тогда правильно и полноценно формируются все органы, а деятельность нервной системы уравновешивается процессами возбуждения и торможения. Медики не призывают бегать, поскольку в этом нуждаются только некоторые организмы, тренажеры также не обязательны. Самый лучший эффект достигается подвижными спортивными играми или плаванием.
В то же время, рассказывает В. Шаповалова, уровень двигательной активности школьника обеспечивается только на 11%! Согласитесь, два урока физкультуры (тогда как минимум 3 — 5 раз в неделю нужны специально отведенные часы на оздоровление) маловато. Поэтому и главная причина болезней в школьном возрасте — дисгармония физического развития. За развитием ребенка не успевает развитие мышц, а недостаточная мускульная система угнетает внутренние органы, что снижает их защитные функции. К тому же и сама программа физического воспитания, как считает В. Шаповалова, включает почему- то олимпийские виды спорта, а не является оздоровительной: «Кто когда диагностировал ребенка или определял уровень его физического здоровья, чтобы влиять на него с помощью определенной программы? Задача физического воспитания — сформировать гармоничное физическое развитие, предупредить заболеваемость, поднять защитные функции организма. Однако у нас оно не является индивидуализированным, а значит, является неэффективным и не интересным, а у детей вообще нет мотивации заниматься физкультурой».
Однако в киевском управлении по физической культуре и спорту описали несколько иную картину. Заместитель начальника управления Людмила Панченко заверила, что программа физического воспитания в школе является нормальной, а то, придет ли ребенок на урок или нет, зависит от самого преподавателя. По словам Л. Панченко, в последние годы ярко наблюдается нехватка молодых квалифицированных специалистов. Из-за маленькой зарплаты выпускники институтов физкультуры идут куда угодно, только не в школу. К тому же, в отличие от прошлых лет, внеклассная секционная работа физкультурника сейчас не оплачивается. Секции есть только в тех школах, где есть «фанаты» своего дела, работающие на собственном энтузиазме, хотят заниматься с детьми и видеть результаты своей работы. Но это единичные случаи.
Еще одна проблема в школе заключается в вводе третьего и четвертого урока физкультуры. Для такого нововведения в школе нужно иметь, как минимум, два спортивных зала, в то время как перед многими школами не предусмотрены даже спортивные площадки.
Однако на этом перечень препятствий здоровью нации не заканчивается и выходят они далеко за пределы школьного физического воспитания. Повсеместно началось разрушение спортивных сооружений, бассейнов и стадионов, а некоторые из них сегодня прекратили деятельность. Отдельные спортивные сооружения передали в долгосрочную аренду коммерческим структурам и используются не по назначению. Прекратили работу по содержанию спортивных площадок и жилищные органы. Не в полном объеме финансируются детско-юношеские спортивные школы, приобретение для них спортивного инвентаря и оборудования. Вместе с тем начальник управления по физической культуре и спорту Петр Буркацкий акцентировал внимание на столичных позитивах, отметив, что в течение последних лет в Киеве построено 26 спортивных площадок, а реконструировано свыше тысячи. Господин Буркацкий не согласился также с тем, что у детей уменьшился интерес к спорту. Он заверил, что сейчас в 72 детских и юношеских спортивных школах занимаются больше 32 тысяч детей, в то время как еще 5 лет тому назад их было 24 тысячи. В этих школах культивируется больше чем 100 видов спорта и трудно выделить самый популярный. Но следует отметить, что в последние годы наблюдается возвращение детей на водноспортивные базы на Трухановом острове для занятий академической греблей, греблей на байдарках. Престижно также стало заниматься и в секциях большого тенниса. На вопрос, насколько материально доступным является посещение детских спортивных школ, в управлении физкультуры и спорта ответили так: «Занятия в ДЮСШ бесплатны. Если и платятся какие-то средства, то они связанны только с арендной платой за спортивные сооружения, на которых проводятся занятия. Минимальная плата от 20 до 40 гривен в месяц. Однако дети-сироты, занимающиеся в школах-интернатах, посещают занятия бесплатно».
Выпуск газеты №:
№184, (2003)Section
Общество