Три президента
Варианты и последствия политреформы![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030904/4155-4-1_0.jpg)
Появление нового проекта политической реформы, который был представлен на пресс-конференции А.Мороза и П.Симоненко, а затем поддержан в праздничном выступлении Президентом, позволяет нам по-новому взглянуть на будущую политическую систему Украины. Нынешнее парламентское большинство даже с одними только коммунистами набирает (при 100-процентной явке, что, конечно, мало реально) 300 голосов. Присоединение к коалиции СПУ практически гарантирует прохождение некоего согласованного проекта.
Главный вопрос в обсуждении политреформы — как в этом проекте будет выглядеть новый президент? Как его будут избирать, и каковы будут его полномочия? Причин формулировать вопрос именно таким образом три.
Во-первых, никто из участников переговоров не заинтересован в том, чтобы президентом с нынешним объемом полномочий стал В.Ющенко. Околовластные круги небезосновательно опасаются, что Ющенко уступит своим «бизнес-апостолам» и начнет большой передел собственности. Коммунисты — что Ющенко уступит радикалам и запретит КПУ. Мороз просто хочет проведения реформы и не верит, что «добрый президент» Ющенко захочет делиться своими полномочиями.
Во-вторых, ни одна из сторон (власть, КПУ, СПУ) на данный момент не имеет однозначно проходного кандидата на пост президента в случае «обычных» выборов. Как бы ни хорохорились коммунисты, понятно, что у П.Симоненко высоки шансы на прохождение во второй тур, но, пожалуй, не более того. О шансах других кандидатов пока либо хорошо, либо ничего. Может, ближе к выборам и появится убедительный кандидат от власти, но пока его не видно.
В-третьих, по поводу содержательного ядра реформы — комплекса мероприятий по повышению политической ответственности в парламенте и правительстве — у «концессионеров» вопросов не возникает. Во всяком случае, предложенный проект соответствует оппозиционному меморандуму о политической реформе (кроме, разве, вопросов усиления местного самоуправления). Правда, левые не очень верят в намерение власти учредить чисто пропорциональные выборы, но эта проблема решаема.
Ющенко же — противник политической реформы. До сих пор позиция «нашеукраинцев» состояла в необходимости пропорциональных выборов и принятия законов, уточняющих Конституцию. Однако понятно, что эти законы не могут радикально менять смысл Конституции и, следовательно, коалиционное правительство от Ющенко будет иметь такой же вид, как и коалиционное правительство Януковича.
Итак, вариантов три.
СИЛЬНЫЙ — СЛАБЫЙ
Первый проект — это, собственно, те предложения, которые обсуждали лидеры левых фракций с В.Медведчуком. Предложенный проект — большой шаг навстречу КПУ как с точки зрения содержания, так и с точки зрения переходных положений. Понятно, что все раздражающие факторы (выборы в один год, постоянно действующее большинство, назначение силовых министров и глав местных администраций и т.п. «ловушки для оппозиции») из окончательного варианта предложений устранены.
Насколько известно, проект предусматривает довольно сильного президента. Его полномочия предполагают, в частности, право вето и право роспуска парламента в определенных случаях. Поскольку такие возможности не характерны для президента парламентской республики, то предложен механизм, позволяющий избрать президента подавляющим большинством голосов парламентариев. Очевидно, по мысли авторов это должно сделать реальным избрание только действительно общенационального лидера, готового учитывать интересы большей части депутатов, а не просто правительственной коалиции.
Переходные положения предполагают избрание президента по старой процедуре (но с новыми полномочиями) в 2004 году. В 2006 году новый парламент должен избрать нового президента. Нетрудно заметить, что это тот же вариант «игрушечного» президента, что был предложен П.Симоненко весной. Идея Симоненко, в общем, понятна: центристские силы себя дискредитировали, правые — дискредитируют себя за время правления Ющенко, а в 2006 году Украину ждет «молдавский вариант». Ю.Луценко, со своей стороны, предложил избрать президента на 1,5 года, но со старыми полномочиями, с тем, чтобы он организовал террор против «врагов народа» (по словам Луценко, «для того, чтобы новоизбранный президент от оппозиции за два года экономически мог разгромить кланы»).
Основное возражение, которое было высказано Н.Томенко и В.Малинковичем — избрать президента предложенным образом невозможно, а избрание «временного» президента несправедливо по отношению к его избирателям. На самом деле уважаемые сторонники В.Ющенко несколько лукавят. Удавалось в нашем парламенте собрать и более 300 голосов (например, за утверждение П.Лазаренко премьером), и «маленький» президент будет вполне справедлив, если его и его избирателей предупредят. Иначе невозможность избрания президента при наличии права роспуска парламента означает пролонгацию полномочий «временного» президента на неопределенный срок.
Дело в другом. Всем понятно, что в 2006 году Ющенко может стать президентом только в одном случае — если искомое число депутатов ВР будет членами «Нашей Украины». Однако даже самые большие оптимисты на такое не рассчитывают. Создание же более крупной коалиции под президента Ющенко, скорее всего, окажется невозможным. Опыт его премьерства и начало работы нынешней ВР показали, что он не умеет и не желает научиться сотрудничать с парламентом. Является ли это следствием его идеализма или авторитаризма — не суть важно.
Так или иначе, но данный проект представляется чрезмерно усложненным, и уже потому возникают сомнения в его приемлемости. Стоит ли давать такие полномочия президенту, чтобы потом выбирать его 337-ю голосами депутатов?
СЛАБЫЙ — СЛАБЫЙ
Естественным вариантом развития этого законопроекта является превращение Украины в чисто парламентскую республику. При этом президент не имеет тех полномочий, которые делают его сильной политической фигурой. Он остается представителем государства в международных делах и Верховным Главнокомандующим, но не может распускать ВР, ветировать законы и т.п. Избирать такого президента можно было бы квалифицированным или даже простым большинством.
Этот путь, даже независимо от характера переходных положений, вызовет негативную реакцию как со стороны сторонников Ющенко, так и со стороны провластных сил. Понятно, что и те, и другие рассчитывают на пост президента, но будут и содержательные возражения.
С одной стороны, такая ситуация затрагивает суть политической реформы, поскольку возникает вопрос с инстанцией, которая бы могла распускать ВР. А такой роспуск, с точки зрения авторов проекта — обязательный элемент системы политической ответственности.
Предоставление такого права главе правительства или президенту выглядит недостаточно обоснованным, значит, это должен быть независимый орган. Таким образом, необходимы изменения, касающиеся статуса и полномочий Верховного или Конституционного Суда. Однако состояние судебной власти в Украине таково, что предоставление подобных прав суду выглядит неуместной шуткой.
С другой стороны, крупный бизнес (даже не обязательно провластный) заинтересован в реально работающей системе сдержек и противовесов. Слабый президент не очень вписывается в привычную систему. Кроме того, относительно малое число голосов, необходимое для избрания президента, оставляет угрозу, что никаких противовесов вообще не будет, поскольку и президент, и премьер будут принадлежать к одному блоку.
Соответственно, Симоненко уже предложил упразднить пост премьера, а в парламенте избирать президента, являющегося главой государства и исполнительной власти (такого себе канцлера). Однако, с точки зрения сохранения системы сдержек и противовесов в условиях возможного поражения провластных сил на парламентских выборах, этот вариант еще менее приемлем — в руках президента сосредотачивается чрезмерная власть.
СИЛЬНЫЙ — СИЛЬНЫЙ
Выход из этой ситуации, как представляется, довольно простой: оставить все как есть в проекте парламентского большинства, но сохранить избрание президента всенародным голосованием. Возможно, даже несколько расширить его полномочия (скажем, позволить назначать глав администраций по предложению премьера).
При этом президент остается над политической борьбой, и, пользуясь своими полномочиями и моральным авторитетом, периодически «разнимает дерущихся», играя роль стороннего арбитра. При этом формируются нормальные сдержки и противовесы, а политическая система становится действительно парламентско-президентской. В этих условиях провластные и левые силы могут даже не бояться Виктора Ющенко — он в полной мере сможет воспользоваться своим рейтингом и удовлетворить свое политическое самолюбие, но вряд ли сможет нанести кому-либо существенный вред, наплодить собственных «олигархов» и т.п.
Выпуск газеты №:
№155, (2003)Section
Подробности