Голос меньшинства
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030822/4147-17-1_0.jpg)
Вы не слышали о Международном фестивале телерадиопрограмм для национальных меньшинств «Мой родной край», который проходит в Ужгороде уже в пятый раз? Неудивительно. Этим событием в Украине, скорее, интересуется закарпатский регион. О представительном (23 страны) фестивале скороговоркой сообщают ТВ-новости, в которых свадебные генералы, заехавшие на день вручить призы, говорят общие слова о «гармонизации межэтнических отношений».
Прежде всего, для общения. На третий день фестиваля, смакуя бограш- г ' уляш (острый мясной суп) в лесу у костра под народные песни, наконец поняла, что имел в виду генеральный директор Закарпатской областной государственной телерадиокомпании Петр Петрик, когда в интервью «Дню» (от 13.08.2003) говорил о тренингах и семинарах. Их заменили живые контакты на действительно международном по представительности фестивале. Все отмечают, что из года в года здесь всех согревает атмосфера дружеская и искренняя. Может быть потому, что защиту национальных меньшинств своей журналистской специализацией выбирают люди преимущественно сердобольные и неамбициозные.
Сам Ужгород располагает к толерантности и межнациональным контактам. В ежедневном общении ужгородцы (как бы подтверждая легенду о Вавилонской башне) — настоящие полиглоты. На уютных улочках этого почти средневекового города звучит словацкий, румынский, венгерский, польский, немецкий, чешский, хорватский языки, не считая русского и украинского. А, например, в большом селе межгорного района Колочава Закарпатской области живут бойки, гуцулы и лемки. В 1939 году в селе было три границы — польская румынская и чешская. В Колочаве сейчас мирно сосуществуют еврейское кладбище, могилы венгерских и чешских солдат. Сейчас все записываются украинцами, но встречаются и немецкие и румынские фамилии.
Неудивительно, что в Закарпатской ОГТРК работают пять национальных редакций. Впрочем, как и на телевидении стран соседей — Словакии, Венгрии, Румынии, Югославии. В Литве четыре программы о народах диаспоры идут на популярном общественном телевидении в прайм-тайм и имеют неплохой рейтинг. В Украине же передачи о национальных группах на общенациональных каналах идут весьма редко. С целью отбора таких программ на фестиваль приехал представитель канала «Интер+». На мой настойчивый вопрос о приобретениях он уходил и таки ушел от ответа. Действительно, судя по конкурсным показам, выбирать было особенно нечего.
Подчеркну, что «Мой родной край» представляет программы, прежде всего, самих национальных меньшинств. Это их способ самоидентификации, возможность рассказать о видении проблем изнутри, а не с позиции государства. Кто-то считает такое телевидение и радио самобытным, кто-то — маргинальным, но никто не отрицает его важности. Оно сродни примитивному народному искусству, с его яркими красками, нетрадиционным взглядом на мир и некоторым схематизмом. Поэтому ошибочно подходить к этим работам — с обычными мерками. Стоит прислушаться и к идеологу фестиваля, всеобщему любимцу австрийскому словаку Мирко Богатаю, президенту Европейской ассоциации этнического вещания. Он настойчиво напоминает, что именно телевидение национальных меньшинств в Европе призвано готовить почву для толерантного отношения этносов друг к другу. Ведь глобализация касается и национальных культур.
Мнения по поводу прогресса телевидения в этой области разделились. В комментариях газете участники настаивали на европейском значении фестиваля, а в кулуарах звучала резкая критика показанных работ. Многонациональное жюри работало по 20-балльной системе. На показ попали работы, набравшие 10 и больше баллов. Но и среди работ-финалистов попадались откровенно слабые. Меня удивил уровень украинских фильмов о каких-то мероприятиях (например, Фольклораме). Они напоминали просто получасовые информационные репортажи. Не увлекали и затянутые фильмы-интервью. Многие ленты, особенно зарубежные, представляли собой бессюжетные зарисовки, куски жизни без начала и конца. В украинских работах часто сильней была журналистская сторона, а в зарубежных — операторская. Так, второе место и специальный приз за красивые съемки завоевал словацкий фильм «Православное Рождество» (студия г. Кошице).
Другой больной вопрос — проблематика. Традиционно немало фильмов было посвящено обычаям и трагическим страницам истории национальных меньшинств. Это естественно — каждое поколение переосмысливает эти темы для себя. Но никто не захотел расшибать лоб об острые углы сегодняшних межгосударственных проблем. Прежде всего, это новый режим пересечения границы для Украины, что особенно актуально для Закарпатья. Это бьет по доходам жителей, практически меняет уклад приграничного края. Никто не стал связываться и с конфликтами между странами, например, с территориальными претензиями Румынии к Украине. Другая проблема, лежащая на поверхности, — формирование украинской нации и малые народы. Так что русины в Украине не считают себя отдельным этносом (на закрытии фестиваля ужгородский исполнитель пел «Я украинец, сын русинов»), а в Югославии существуют отдельно русинская и украинская редакция телевидения, есть 15 русинских школ. Надеюсь, что на следующем фестивале будет больше примеров журналистского гражданского мужества.
Возможно, стоит продумать механизм отсева откровенно непрофессиональных работ. И делать упор не на количественный, а на качественный состав участников. Во всяком случае, нынешний подход себя не оправдывает. Да, в этот раз были конкурсанты из 23-х стран, но творческого прорыва не было. Даже гран-при не вручали.
Та же ситуация — и с радиопрограммами. Конкурсным работам был предоставлен эфир радио «Промінь», и я случайно послушала одну из них. Программа FM-радио в ортодоксальной форме пересказывала положения Корана и ничего не сказала о мусульманах Украины. Не знаю, насколько такая религиозная пропаганда соответствует украинскому законодательству и какое отношение эта передача имеет к журналистике. Но даже если это единичный случай, стоит пересмотреть отношение к отбору работ и пропуску их на общенациональное радио.
Но, конечно, главная интрига фестиваля — определение победителей. Первое место среди радиопрограмм досталось румынской программе «Праздник с воспоминаниями под оливками». В телевизионном конкурсе — три первых места. Лучшими были признаны работы Мирко Богатая «Отец Педро — апостол людей мусорной свалки» (Австрия); Людмилы Морозовой «Дорота — невеста Доли» (Харьковская ОГТРК) и венгерский фильм «Ключи от мира» Чиллы Фейоша. Не всем такое распределение мест показалось очевидным. Поделюсь собственным впечатлением от фильма «Ключи от мира». Эта лента — интервью с режиссером-авангардистом, иллюстрированная фрагментами его спектаклей. Большей частью его театр — пантомима с людьми-калеками. Отношение к национальной теме — непрямое. Режиссер, родившийся в Югославии и живущий ныне в Париже, планирует перебраться на родину со своим театром в 2006 году.
Следом за ним в конкурсном показе шел исторический фильм в жанре расследования «Дорогой жизни в несвободе» (Телевидение Нови Сад, Сербия и Черногория). В документальной саге шелестели страницы архивных документов, оживали трагические судьбы жизни словаков в Хорватии. И хотя фильм шел на словацком языке с титрами на хорватском (к сожалению, этими языками я не владею, а перевода конкурсных фильмов практически не было), чувствовалась глубина повествования, трогал музыкальный ряд. Но этот фильм получил лишь поощрительный приз.
Отличалась от общего уровня победная работа харьковских документалистов. Обычно, журналисты областных студий делают конкурсные работы за два—три дня, подчас на собственном энтузиазме. Но не в Харькове. Для съемок фильма «Дорота — невеста Доли» попросили вернуться на работу старого оператора, на два месяца освободили от текущий работы автора Людмилу Морозову и съемочную группу. Благодаря им ожила трогательная история любви польки Дороты, судьбой которой стал украинский курсант-летчик с фамилией Доля. Поскольку дело происходило в советские времена, к личным коллизиям прибавились идеологические. Письмо, сложенное самолетиком, с помощью спецэффекта превращается в настоящий самолет и увлекает за собой внимание зрителя с первого до последнего кадра.
Веселой чередой пронеслись дни фестиваля «Мой родной край». Нас привечали в лучших местах Закарпатья — знаменитом символе Ужгорода двуглавом Кресто-Воздвиженском Соборе, Старом Замке, Музее архитектуры, уникальных соляных пещерах с. Солотвино. Потчевали национальными песнями и танцами, национальной кухней. Однако ветераны фестиваля сошлись во мнении, что предыдущий имел больший резонанс и лучшую организацию. Почему- то не приехал ни один из директоров областных ГТРК, проигнорировала телефорум соседняя Польша. Но проявляют постоянство многолетние спонсоры фестиваля — телерадиоорганизации Венгрии и Румынии, областная организация СДПУ(О). Любой процесс сопряжен с кризисами и трудностями роста. Это преодолимо, лишь бы дорога была верной. Так или иначе, этот фестиваль поднимает авторитет Украины в мире и улучшает имидж страны, пожалуй, не меньше, чем Всемирный конгресс украинцев.
По доброй традиции, хор на закрытии фестиваля пропел «Многая лета». Пожелаем и мы многих лет фестивалю «Мой родной край».