Перейти к основному содержанию

Прокурорская демократия

30 июля, 00:00

Если до заявления представительницы Генеральной прокуратуры России относительно того, что премьер Михаил Касьянов своими заявлениями относительно нецелесообразности ареста Платона Лебедева оказывает давление на суд, еще можно было считать происходящее вокруг ЮКОСа схваткой власти и бизнеса — пусть части власти и части бизнеса, то сейчас становится окончательно ясно — для тех, кто еще не успел догадаться — что речь идет об ожесточенной схватке за власть в России. ЮКОС — отнюдь не главная мишень этой схватки, просто с компании, распоряжающейся наибольшим количеством активов в российской экономике — начали как с наиболее понятного и дорогого объекта. Генеральная прокуратура — отнюдь не главное ведомство в этой борьбе, просто она оказалась наиболее удобным рычагом в давлении одной группировки на другую. Оппозиция в среде других силовых ведомств происходящему настолько велика, что их сотрудникам стараются не поручать расследований кланового толка, а аппараты неосторожно дискредитируют, ассоциируя, например, милиционеров с «оборотнями». В 1999 году нечто похожее происходило с Генпрокуратурой — как раз тогда, когда тогдашний председатель ФСБ Владимир Путин оказался ведущей фигурой в истории с позорным уходом Юрия Скуратова с поста генпрокурора. Зато с тех пор прокуратура вне подозрений.

Вряд ли ведомство Владимира Устинова решилось бы на открытую атаку против премьер-министра России, если бы не ощущало за собой мощной поддержки. А кто может поддержать в борьбе с главой правительства? Ответ напрашивается — но это не обязательно президент Путин, это могут быть еще и люди, убедившие прокуроров, что они либо контролируют главу государства, либо действуют от его имени. Именно они и могут придать сотрудникам Генпрокуратуры необычайной смелости, именно они и могут обеспечить им авторитет у других, пускай и раздраженных силовиков. В конце концов, Юрий Скуратов в своей атаке на семью первого президента вовсе не был одиночкой — и среди его сторонников числилась отнюдь не только знаменитая Карла дель Понте. Тогда надежды атакующих были на тех, кто рассчитывал обеспечить новое президентство — уж конечно, не путинское. Сейчас — надежды уже на действующего главу государства…

И в этом главная ошибка прокуроров. Президент России — отнюдь не тот политик, который поставит свое будущее в зависимость даже от ближайшего окружения либо же поведет своих людей в атаку. Путин — разведчик, а не кавалерист, он будет наблюдать, а не рубить шашкой. И вот тут-то возникает вопрос: могут ли люди, общающиеся с Генеральной прокуратурой, выиграть без президента — даже от его имени? Прокуроры очень рискуют — либо им удастся обанкротить ЮКОС, свалить правительство и посадить «семью», либо времена атаки на Скуратова покажутся сегодняшним жителям кабинетов на Дмитровке сладкой сказкой — тем более, что фамилия избавителя общества от перегибов будет все той же — Путин…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать