Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Частичка Большой Игры

В Скадовске прошел VI детский фестиваль «Черноморские Игры»
17 июля, 00:00

Он в очередной раз подтвердил — распространенные стереотипы о «певучей» и «танцующей» в любых условиях нации имеют твердую почву под ногами. Основой этого трюизма является не только количество участников — по данным организаторов, около 1500 детей, — но и высокий профессиональный уровень многих из них. «Черноморские Игры» продолжают играть роль сцены-трамплина для молодых талантов. А вот куда они летят дальше — большая загадка. Этого вам не скажет никто — ни оргкомитет, ни конторы под гордыми вывесками «продюсерские агентства», ни красивые музыкальные телеканалы, которые трудно назвать отечественными. Почему? А спросите у них, на каких условиях можно разместить в эфире украинский клип? Вот-вот... Но речь немного о другом. О песне, танце, солнце и море. А может, сначала море и солнце, а только потом — песня и танец.

ВСЕ ПО ПЛАНУ...

Фестиваль «ЧИ» начался еще 7 июля. Четыре дня подряд неутомимое жюри определяло, кто же достоин сиять на большой сцене, традиционно разместившейся на самом берегу Черного моря. Что-то в этом есть глубоко символическое — огромная тяжелая сцена с кучей толстой проводки под напряжением, мощной акустической аппаратурой и ярким разноцветным светом, стоящая на шатком песке скадовского пляжа. Все это очень напоминает общую ситуацию в перманентно умирающем (не успев толком зародиться) отечественном шоу-бизнесе: что-то где-то вспыхнет, прокричит, словно младенец, болезненно свидетельствуя миру собственное присутствие, и тихо исчезнет в неизвестности. И никого потом не интересует — где оно, куда пропало, чем занимается?

Поэтому для участия в собственно конкурсной программе было допущено почти два десятки солистов-вокалистов и девять вокальных групп. Такое решение приняло засекреченное (до начала фестиваля) жюри в составе: Олег Гринченко (композитор), Остап Стахив (организатор массовых зрелищ, США), Игорь Добролеж (продюсер студии «Грин- рекордз»), Валентин Коваль (продюсер канала «М1»), Карина (певица), Ирина Шинкарук (певица) и Инна Вишняк (координатор фестиваля «Черноморские Игры»). В разные дни соревнования кто-то из членов жюри «выпадал», а кто-то добавлялся, поэтому мы просто даем его полный состав.

В пятницу, 11-го, очевидно специально для финала, наконец выглянуло солнышко. Дело в том, что длительное время до того и, забегая много вперед, после того небо было укрыто тяжелыми тучами, очень часто шел дождь. Но все три фестивальных дня были ОК... Для журналистской братии рабочий день, естественно, начался с вводной пресс-конференции, где мастер обтекаемых формулировок генеральный директор «Таврийских Игр» Дмитрий Криворучко радостно сообщил: «Все идет по плану!» А еще — «жюри приняло беспрецедентное решение — все без исключения коллективы выступают на большой сцене». Это та, что на берегу моря. Причина такой беспрецедентности непонятна, но детям приятно, потому что собственно ради этого они сюда и приезжают.

В процессе отбора участников жюри сделало еще один меткий вывод: младшие группы наконец начали петь «детские песни». Речь идет о репертуаре. В отличие от них, у старших проблема с репертуаром — перекос в сторону «взрослых» песен, перепевов и тому подобное. В. Коваль взял шире: «Это глобальная проблема Украины». Ну нет у нас песен! Что же делать?.. Проблема эта также отразилась на условиях конкурса — раньше «абитуриентам» нужно было иметь две авторских песни (из трех); последние же два года требования слабее — нужна всего одна. Песен нет; нет и денег у юных талантов, за которые можно было бы купить тему у профессионалов. Почему беден? Потому что пою. Почему поешь? Потому что беден.

В тот же день по центральной улице детской здравницы маршировал традиционный детский парад. Кстати, называется она улица Коммунаров. Стоит и до сих пор бронзовый Ленин в центре поселка, кепку которого, вместе с поднятой рукой, было хорошо видно из окна моего номера — советский «Колосс» из окна не менее советского «Колоса». Такова история... Парад был очень симпатичным и веселым. Ему радовались все, кроме водителей авто, которых упрямо не пропускали ГАИшники на эту улицу. А возглавляла праздничное шествие яркая колонна детского лагеря «Таврия». Приз изобретателям на большой сцене впоследствии вручил Нептун — загадочный мужичок с почему-то посиневшей бородой («из ваты»), который своим искусственным смехом в микрофон — «молодцы, потешили меня...» — пугал младшую возрастную группу участников фестиваля. И не только их.

Кстати, «по дороге» возник еще один вопрос, не касающийся непосредственно «ЧИ» — почему инфраструктурно малоразвитый Скадовск с, мягко говоря, очень несовершенным пляжем и хронически грязным морем (береговая линия благодаря бетонному молу, который разделяет городок и порт, просто завалена просоленными водорослями, не гниющими, но изрядно воняющими) позиционируют как «центр детского отдыха Украины»? Кто отдыхает, например, в «Артеке»? Кому он принадлежит? Не дублируется ли здесь ситуация с «украинскими» музыкальными телеканалами и распределением подлодок на Черном море (имеем одну! дизельную лодку 70-х годов прошлого века)? Если Скадовск — «центр», что тогда творится на «периферии»?

Но вернемся к искусству. В первый фестивальный день состоялось соревнование солистов- мальчиков (младшая группа), солистов-девочек (средняя группа), вокальных групп (средняя группа) и танцы. В финал вышли: 11 летний Артем Белеуш (Каменец-Подольский) с мастерски исполненным на русском «Арлекино», 14-летняя Ирина Ушанева (Красний Луч) с голосом зрелой Людмилы Гурченко и дуэт «Ас». Без внимания жюри (второе место) оказалась очень интересная работа Марины Лученко, певшей на польском, и зажигательная смесь из фолка, диско и репа Нестора Лучко.

Все концерты вела пара ведущих: Ирина Шинкарук, которая также была поющей «звездой» первого дня, и Дима Ефименко, запомнившийся открытым ртом и возгласом «Добре є!»

«ХОЧ НЕ ВІЄ ЗАВІРЮХА, ТА ЦЕ-ЦЕ КУСАЄ МУХА...»

Салюта на открытии не было. Печально. А все потому, что к хорошему быстро привыкаешь. Подозрения о причинах отсутствия празднично-озаренного неба усиливались при созерцании оформления сцены — вместо постоянных вертикальных рекламных полотнищ с обеих сторон кулис были рисованные вариации на тему замков-раковин (и опять из песка...). Секрет Полишинеля раскрылся на заключительной беседе в воскресенье — со спонсорами не повезло. Как признались организаторы, это также сказалось на призах детям. Прощальный фуршет также «прогорел», а о том, что ничтоже сумняшеся предлагали вместо него, писать стыдно...

Суббота. Ведущая одета в брюки, в которых вчера пела. Гость «ЧИ» российский хореографический ансамбль «Серпантин» из Екатеринбурга исполнил три танцевальных композиции. Дружба народов в очередной раз скреплена и усилена. Казусы с конферансье продолжаются: при объявлении конкурсантки, певшей на итальянском, украиноязычные (?) ведущие название песни говорят на русском. Разве с итальянского невозможно перевести на украинский? Или это запрещено? Эта сомнительная ситуация имела место на протяжении всего фестиваля: имя и сопроводительная информация звучали на украинском — названия композиций (особенно танцевальных номеров) на русском. Удивительно, да и только...

Солисты-девушки (старшая возрастная группа) поразили своими выступлениями. Особенно эмоционально публика реагировала на Клею (Валерия Калужская, 16 лет) из Донецка, исполнявшую оригинальную обработку народной песни, и Алину Стародумову (16 лет) из Одессы. Певица из портового города пела на английском, а ее вокал буквально поразил всех. Жюри ставит Алине все «пятерки», а Клея занимает вторую ступеньку.

Суббота также подарила всем желающим нововведение «ЧИ» этого года — турнир по брэйк-дансу. В эксперименте участвовали три команды: из Киева, Чернигова и Сум. Выглядело все очень динамично, как и предусматривает этот жанр: чудеса акробатики, ощущение ритма и негритянских понтов. Что-то очень похожее можно наблюдать возле Макдональдса на метро «Крещатик». Игры начались с трогательного выступления Тимофея, которому всего... четыре года. Руки, ноги — главное хвост! Но на самом деле все просто поменяли местами. Битва титанов движения закончилась в стиле детского фестиваля — «победила дружба». А еще я понял, что первыми би-боями в истории танца были запорожские казаки — стоит посмотреть виртуозные па из славного гопака. Так что брэйк на самом деле выдумали украинцы! А вы говорите, что мы лишь на пирамиды и Стоунхендж способны...

В финал также вышли: Андрей Калижук (14 лет, Дебальцево), вокальная шоу-группа «Зеркальце» (Кременчуг), вокальный ансамбль «Гармония» (Красний Луч).

Уровень танцевального мастерства оценивали: Александр Леоненко (заслуженный артист Украины, главный балетмейстер Академического театра драмы и музкомедии Николаева), Татьяна Леоненко (солистка упоминавшегося театра) и Д. Криворучко (директор «Таврийских Игр»). Результат — в финал вышли следующие коллективы: «Браво» (Одесса), «Рассвет» (Голая Пристань), «Мастер-класс» (Киев), «Оазис» (Херсон), «Блиц» (Керчь), «Джерельце» (Макеевка), «Радость» (Каховка).

На десерт субботы была Евгения Власова. Звезда, к сожалению, сломала левый мизинец на руке, что, однако, не помешало ей мужественно отработать на сцене: кружилась, как девочки- снежинки в детском садике на Новый год. Правда, костюм певицы был далек от инфантилизма — один знакомый декан юбки такой длины называл «широкими поясами». Репертуар певицы, во всяком случае, если отталкиваться от выступления на «ЧИ» этого года, сплошь русскоязычный — дети получили еще один урок важности и жизненной необходимости родного языка. Правда, в самом конце Власова «исправилась», запев а капелла украинскую народную. Мотивация сбила с ног: «Все-таки в Украине живем»...

РАСКРАСИТЬ НЕБО

В воскресенье, когда проходил финал «Черноморских Игр», было полнолуние, серебряным диском луна выкатилась из-за сцены направо-вверх и дальше, по глубокому и неизменному миллионы лет пути в вечность. Море откликнулось «лунной дорожкой», а отдыхающие — необъяснимым трэмом сознания, уходящим в праисторию.

Инна Вишняк делилась со всеми личным: «Моя мечта — чтобы на фестивале не было родителей». Ее можно понять, ведь все опекуны считают свои чада самыми достойными и хотят, чтобы так думали все. Ну, если не все, то, во всяком случае, члены жюри...

Финальный концерт ознаменовался грандиозными выступлениями танцевальных коллективов. Жанрово их разделили аж на шесть номинаций, у каждой из которых был свой победитель. Результат: в номинации «Народный танец» первое место не было определено, а вторые заняли «Радость» (Каховка) и «Красная калина» (Херсон); «Стилизованный фолк» — «Браво» (Одесса); «Драйв-синхрон» (главное, чтобы все двигались одинаково) — «Эдельвейс» (Одесса); «Театр эстрадного танца» — «Оазис» (Херсон), презентовавший публике целую сюжетную историю любви; «Эстрадно-спортивный танец» — «Блиц» (Керчь), который, наверно, отработал лучше всех коллективов и вызвал заслуженные овации; наконец, номинация «Шоу-балет» — «Оазис» (младшая группа) и «Джерельце» (Макеевка).

Чуть не забыл — в рамках «ЧИ» проходил Второй международный фестиваль воздушных змеев «Цветное небо». Его участники представляли Украину, Польшу, Россию и Беларусь. Было 68 участников. Змеи были очень симпатичные, да и лозунг феста просто великолепен: «Наша цель — раскрасить небо»...

Семилетняя Мариетта Иванова (Киев) получила «Золотую нотку» за волю к победе. Ребенок действительно растрогал многих — длины пальчиков не хватало, чтобы полностью обнять микрофон, но при этом она спрашивала у организаторов, что же важнее: «Петь или бороться?» Идеализм, умирающий с годами, когда понимаешь, что для обычного успеха важны совсем другие вещи...

Приз зрительских симпатий — на самом деле два — получил симпатичный дуэт вокалиста А. Белеуша и танцевального коллектива «Джерельце». И, наконец, Гран-при «Черноморских Игр» этого года, как и ожидали, завоевала Алина Стародумова. Решение абсолютно естественное и понятное, потому что другого настолько сформированного и мощного вокала на фестивале просто не было. Кроме титула и статуэтки «Золотого дельфина» юная одесситка получила в подарок телевизор.

Гостем финала в номинации «метр» (на коньках и в цилиндре) был Виктор Павлик. Как метко подметила моя десятилетняя соседка, «он был свободнее на сцене, чем Власова». Глядя на шелковую розовую рубашку Павлика, ужасно хотелось «достать чернил и плакать...» А когда Виктор начал имитировать игру на отсутствующей бас- гитаре, дергая рукой в том же месте, где и Майкл Джексон, по рядам журналистов пробежал неприличный смешок. Потом он вызвал из зала эффектную танцовщицу (участницу фестиваля) «в красном». Вместо того, чтобы стоять и млеть возле метра, она очень прилично отработала «на подтанцовке». Павлик всем понравился.

Еще одной действительно удачной находкой был своеобразный парад всех коллективов, участвовавших в танцевальном конкурсе. Динамично и ярко — настоящая феерия хорошего настроения. Парад фактически закрыл фестиваль, а завершилось все «ярким фейерверком».

ИТОГИ

Несмотря на большое количество иронического настроения относительно отдельных моментов фестиваля, он был и остается самым большим событием в украинском мире детской песни и танца. Только здесь дети могут выйти на «большую сцену» — пусть шаткую и временную, но такую важную для практически всех творческих людей. Это дает возможность поверить в собственные силы, в нужность того, что ты делаешь, а других — подталкивает попробовать себя в чем-то новом. Не понятно только, что делает слово «благотворительный» в его названии, ведь бесплатное участие и скромные подарки вряд ли можно так называть. Это профанирует само понятие благотворительности. Просто фестиваль «Черноморские Игры»! — звучит гордо и правдиво. Это действительно игра. Игра для всех — организаторов, участников, наблюдателей. Игра, дополняющая и, собственно, делающая полноценной другую игру под названием «жизнь».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать