Перейти к основному содержанию

Олег Крыса открыл в Киеве собственный фонд

03 июня, 00:00

Олег Васильевич — один из известнейших современных скрипачей, профессор, заслуженный артист Украины. Он — выпускник львовской музыкальной школы-десятилетки, а затем — класса великого Давида Федоровича Ойстраха в Московской консерватории и аспирантуре, лауреат престижнейших международных исполнительских конкурсов: Генрика Венявского в Польше, Никколо Паганини в Генуе, П.И. Чайковского в Москве, конкурса в Монреале. Некогда ведущий концертирующий советский скрипач и преподаватель Киевской и Московской консерваторий, он с 1988 года живет и работает в США. Он — профессор Истмэнской музыкальной школы при Рочестерском университете. В последние годы Крыса стал ежегодно приезжать в Украину, был в Киеве и в прошлом году, отметив здесь свое 60-летие. Иногда в концертных выступлениях маэстро принимают участие его взрослые сыновья — скрипач Петр и дирижер Тарас. Нынешним летом он вновь посетил нашу столицу и дал в Киеве два концерта. Камерную программу Олег Васильевич исполнил вместе со своей женой и неизменной партнершей пианисткой Татьяной Чекиной в зале Национальной академии. Их прекрасно сыгранный дуэт известен с 60-х годов. В этот вечер музыканты играли произведения С. Прокофьева, Л. Бетховена, М. Равеля, А. Шнитке, много бисировали.

Спустя несколько дней киевские поклонники таланта Олега Крысы собрались в Национальной опере на концерт, посвященный открытию Благотворительного фонда Олега Крысы в Украине (филиалы его существуют также в Москве и Нью-Йорке). В этот день скрипач играл блестяще. В сопровождении Национального симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Владимира Сиренко Олег и его брат Богдан Крысы исполнили двойной скрипичный концерт Й. С. Баха. Затем в первом отделении выступила юная ученица-восьмиклассница Школы имени Н. Лысенко Виорика Курылив со Вторым скрипичным концертом Г. Венявского. Все ждали II отделения, в котором прозвучал грандиозный Ре-мажорный концерт Людвига ван Бетховена, одно из любимых произведений, исполняемых Олегом Крысой. Написанный в 1806-м году, в период наивысшего расцвета творчества композитора, концерт стоит в ряду лучших произведений этого жанра мировой музыки. Он являет собой «соединение величавой простоты тем с выдающимся изяществом обработки, трогательности с глубиной чувств, железной логики с большой свободой формы — поистине гениально» (А. Альшванг). Это масштабное произведение — одно из сложнейших не только технически, но и концептуально. Олег Крыса играл ярко, тепло, просто, ясно, сильно. Чрезвычайный интерес присутствующих возник в связи с нетрадиционными сольными каденциями, исполненными скрипачом. Крыса — известный интерпретатор современной, в частности, российской и украинской музыки, в его репертуаре — большинство скрипичных произведений Альфреда Шнитке, с которым он дружил при его жизни. Неконсервативный и демократичный скрипач исполнил принадлежащие перу Шнитке современные каденции к бетховенскому концерту. Вместе с автором он перебросил тематическую арку из музыки, созданной почти 200 лет назад, с помощью сложных технических приемов и современных интонаций в наше время. В каденции I части Шнитке процитировал небольшие фрагменты из двух других величайших скрипичных концертов — Брамса и Шостаковича. Как известно, Бетховен все более освобождал традиционный тип концерта от условностей этого жанра, приближая его к симфонии. Каденции Шнитке в исполнении Крысы воспринимались как продолжение этого процесса. Грандиозное полотно ожило благодаря превосходному ансамблю солиста и оркестра, блестяще воплотивших в жизнь обе, Бетховена и Шнитке, авторские и дирижерскую концепции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать