Микстура от «взяткоемкости»
Александр ГРАНОВСКИЙ: «Монголы Киев жгли без инструкций...»
— Выступая на состоявшихся недавно парламентских слушаниях по вопросам развития предпринимательства, вы говорили, что для нормализации ситуации вокруг бизнеса не нужно снижать налоги, но, в то же время, положительно отозвались о законе в поддержку книгоиздательства, основой которого является снижение налогового пресса. Так надо или не надо снижать налоги?
— Налоговое давление уменьшать нужно, но, по большому счету, это не обязательное условие. Ведь современный экономический рост обеспечен без снижения налогов. Что касается украинской книги, то это особая сфера, в отношении которой приняты меры, нереальные для других отраслей. Речь ведь идет не только об экономике, но и о духовной сфере. Поэтому для нас важна не только прибыль издателя, но и интересы читателя.
Вообще, тему размеров и оправданности тех или иных налогов и льгот можно обсуждать долго. Понятно, что каждый бизнесмен будет стремиться к снижению налогов в своей сфере. Важнее, чтобы не было льгот — источника коррупции.
— Но это, вероятно, не единственная проблема?
— Не только не единственная, но, собственно, и не самая актуальная. Значительно большие возможности для вымогания взяток дают многочисленные разрешения, согласования и т.п. У нас так и получается, что официальные расходы на обеспечение деятельности малого предприятия составляют 300 гривен, а реально приходится затратить 10 тысяч и даже больше. Да и тратится на беготню по инстанциям не одна неделя рабочего времени.
— Где же выход?
— Выход простой — надо предельно упростить процедуру сбора подписей, а заодно и избавиться от ненужных согласований. Потому я и говорил о единых регистрационных офисах и едином реестре разрешений и согласований. Кстати, работа в этом направлении уже ведется Госкомпредпринимательством, его надо только в этом поддержать.
— То есть вы предлагаете поддержать те же чиновнические игры? И не боитесь, что в единых офисах будут «единые взятки»?
— А я разве сказал, что мы бросим это дело на чиновничий произвол? Да и вообще, не надо считать все сделанное чиновником злом. У нас сейчас все говорят о политической реформе, про ответственность власти. Вот и в этой сфере должна быть ответственность. А обеспечить ее можно при помощи контроля со стороны объединений предпринимателей. Это ведь делается на Западе. В Европе такие объединения участвуют в регистрации предприятий, лицензировании некоторых видов деятельности, регулировании цен, в конце концов. Думаю, что и у нас можно сделать что-то в этом роде. Как минимум, предприниматели всегда могут подсказать, где в законе «прореха», которую какая-нибудь госслужба может прикрыть ведомственной инструкцией. Ну и сбить какой-нибудь «бакшиш» за «соответствие» документов этой инструкции...
— Получается, во всем виновата инструкция…
— Не во всем, конечно. Думаю, монголы Киев без инструкций жгли. Но сейчас это действительно главная проблема: отношения между государством и предпринимателем регулируются в основном самим государством. Сочинят инструкцию, которую и выполнить нельзя, а потом и оказывается: «не подмажешь — не поедешь». Так вот, надо, чтобы отношения регулировались законом, а не инструкцией.
Ведь присмотришься — зачастую эти инструкции никому, кроме самих бюрократов, и не нужны. Они часто являются лишь предлогом для взяток. Кто- то придумал хорошее слово — «взяткоемкость». Вот и надо у государственного аппарата эти «взяткоемкие» функции отобрать. Когда есть закон и четко прописано, что для чего делается, трудно придумать, за что взятку брать.