Перейти к основному содержанию

Соискатели и избиратели: шансы и сценарии

21 мая, 00:00
Утверждение парламентом программы правительства внесло коррективы в расстановку политических сил. Какой в этом контексте может быть судьба провозглашенной Президентом Украины Леонидом Кучмой политической реформы и как будет развиваться ситуация вокруг президентских выборов, которые фактически уже стартовали, не дождавшись определенных Конституцией сроков? Свои варианты ответов на эти вопросы предложил «Дню» политолог, руководитель Центра прикладной политики «Знак» Михаил БАСАРАБ.

— По мнению многих аналитиков, политическая реформа имеет шанс на осуществление до президентских выборов только при условии, что она начнется до конца нынешней сессии Верховной Рады. Насколько это, по-вашему, реально?

— В первую очередь, следует сойтись в понимании понятия «начнется». На мой взгляд, свидетельством начала реформы является общественное обсуждение предмета реформы и информационная поддержка этого процесса, что мы уже наблюдаем. Аналитики же, очевидно, имеют в виду этап законодательного закрепления предложенных реформой изменений к Конституции. Стоит отметить, что политическая реформа, о которой идет речь, — это грандиозный имиджевый проект, поэтому фокусировать внимание только на его легитимизации — это упрощение. Законодательный аспект политреформы — это, без преувеличения, только одна составляющая масштабной акции, рассчитанной на длительное внедрение. Поэтому вряд ли даже сами инициаторы реформы заинтересованы в молниеносном достижении поставленной цели. Их, наверное, не меньше интересует эффект длительного общественного резонанса вокруг этого проекта.

— Есть ли, на ваш взгляд, сегодня основания говорить об определенности со стороны партии власти со своим кандидатом?

— Нет. Есть основания утверждать, что, в частности, Виктор Янукович становится одним из самых вероятных претендентов на этот статус, однако не более. Для утверждения в этом статусе премьеру необходимо избежать явных провалов, в первую очередь, речь идет о социальных показателях. Создать имидж убедительного реформатора, не втянутого в политические интриги и конъюнктурные игры, избавиться от доминирующей имиджевой характеристики «донецкого» политика, добиться благосклонности Президента и т. п. А также сделать приемлемые предложения другим вероятным претендентам.

— А другие варианты кандидатуры от власти? И как относительно шансов, скажем, кандидата, который бы шел от власти, но таким образом, чтобы напрямую не ассоциироваться с ней?

— Авангардная группа соискателей, бесспорно, состоит из трех лиц — Виктор Янукович, Виктор Медведчук и Сергей Тигипко. В какой-то степени к ним присоединяется и Владимир Литвин, однако его попытки избавиться от имиджа политика, зависимого от Президента, привели к заметному публичному дистанционированию спикера от главы государства. Что, в свою очередь, не является полезным для потенциального выдвиженца от власти.

— Какой вариант участия в президентской кампании лидеров оппозиционной «четверки» вы считаете наиболее вероятным?

— Считаю, внимания заслуживают два варианта. Первый: от каждой из составляющих «четверки» выдвигается отдельный кандидат. Второй: КПУ выдвигает Петра Симоненко, СПУ — Александра Мороза, БЮТ и «Наша Украина» — Виктора Ющенко. К таким выводам подталкивает поведение их лидеров. При притворной сконсолидированности мы видим преимущество дезинтеграционных тенденций над интеграционными в их лагере. Думаю, при существующих обстоятельствах мы увидим не менее трех кандидатов от оппозиции.

— Можно ли ожидать появления серьезных кандидатов, которые не будут представлять ни власть, ни оппозиционную четверку?

— Думаю, нет, поскольку все политические силы в Украине четко дифференцированны по шкале отношения к власти. Вряд ли появится сильный кандидат в президенты, который был бы способен вывести себя за границы противостояния «власть — оппозиция». В нескольких странах ближнего зарубежья такими кандидатами стали бывшие эмигранты, которые высказали желание вернуться на родину. Думаю, Украине такой вариант не угрожает, а если и возникнет, то окажется абсолютно бесперспективным.

— Кандидата в президенты от КПУ сегодня практически никто не считает реальным претендентом на власть, его рассматривают в лучшем случае как спарринг-партнера будущего победителя во втором туре. Как вы оцениваете шансы лидера коммунистов в борьбе за президентское кресло?

— Как чрезвычайно низкие, и не только на следующих выборах. Драматизм ситуации для КПУ заключается в том, что в ближайшее время она будет удерживать место в группе лидеров электоральных симпатий, однако не будет претендовать на абсолютное доминирование в ней. Думаю, даже при условии относительно высоких показателей электоральных симпатий к Компартии наше общество не готово к такому достаточно смелому и, я бы сказал, авантюрному шагу, как избрание Петра Симоненко президентом. В то же время мы наблюдаем заметное падение уровня электоральной поддержки коммунистов, что значительно минимизирует шансы КПУ на победу в президентских выборах. И мне кажется, что сами же лидеры партии это осознают. Впрочем, похоже, коммунистов вполне устраивает статус одной из самых крупных парламентских фракций. Поэтому участие Симоненко в выборах президента является только средством сохранения ведущих позиций КПУ в Верховной Раде после следующих парламентских выборов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать