Пятое поколение «ГОРОВИЦенят»
В течение двух недель в Киеве проходил V Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица
82 участника из 17 стран мира соревновались в младшей (9— 15 лет), средней (14—19 лет) и старшей (16—35 лет) группах. К третьему туру (ребята выступали в сопровождении симфонических оркестров, дирижировали Владимир Сиренко и Николай Дядюра) дошли 20 пианистов из Украины, Австралии, Беларуси, Китая, России, Японии и Югославии. Конкурсанты, «оставшиеся за бортом», в своем проигрыше винили слишком строгое жюри, что, дескать, те тянули своих подопечных (ученики Виктора Макарова, Валерия Козлова, Бернда Гецке оказались среди лауреатов) и называли массу других причин, но не собственные сбои. Забывая, что любой конкурс требует концентрации сил, умения собраться в нужную минуту и показать свои лучшие качества музыканта. Не всем это оказалось по силам. Нервы сдавали у взрослых, а что же говорить о ребятах? Поэтому, обращаясь к тем, кто не дошел до финала, председатель жюри, известный дирижер Роман Кофман сказал:
— Ребята! Я понимаю ваши чувства. Для многих результат оказался драматичен, но это все же не трагедия. Работайте более упорно над роялем. Позитивно относитесь к миру, учитесь. Прислушивайтесь к замечаниям своих педагогов, и вы обязательно добьетесь поставленных целей. А конкурсу им. В. Горовица я хочу пожелать, чтобы он всегда был захватывающим действием для его участников и зрителей, не перерастал в трагедию и никогда не скатывался до комедии.
В блиц-интервью «Дню» Роман Исаакович заметил:
— Принято считать, что если конкурс открывает хотя бы одного музыканта, то он удался. А у нас открыто минимум три высокоталантливых пианиста: Чун Вай Чин Речел (Китай), Дина Писаренко (Украина), Тимур Щербаков (Беларусь). Каждый из них был лучшим в своей возрастной категории. Особенно порадовали ребята младшей и средней групп. А среди старших конкурсантов «золотую медаль» мы не присуждали, так как не было явного лидера. Лучшим в этой группе стал Тимур Щербаков, завоевавший второе место. Но он не сумел справиться со своим темпераментом, выступить ровно во всех турах. Хотя, безусловно, пианист талантливый, виртуозный, артистичный и у парня, я убежден, впереди большое будущее профессионального музыканта.
Кстати, маэстро Кофман преподнес Щербакову щедрый презент — контракт на выступления с Боннским симфоническим оркестром (руководителем которого является Роман Исаакович. — Т. П. ). Как утверждает председатель жюри, у них не было споров во время голосования. Судейская бригада трудилась слаженно, и победили действительно достойные конкурсанты: Саня Бизяк (Югославия), Ноги Нария (Япония), Хе Ци Чжень, Чень Цянь, Чжань Хайоу (Китай), Владимир Лавриненко, Артем Ляхович, Александр Чугай (Украина), Алексей Комаров (Россия), Лука Опачич (Автралия) и другие пианисты, ставшие лауреатами в разных возрастных номинациях.
Радует, что престиж киевского музыкального соревнования вырос. Все конкурсные дни — аншлаг. Впервые за пятилетнюю историю форума было большое число иностранных претендентов, значительно потеснивших на пьедестале почета украинских конкурсантов. Особенно мощно заявили о себе пианисты из Китая и Японии, завоевав награды разного достоинства. А всеобщей любимицей публики стала 11-летняя девчушка из Гонконга Чун Вай Чин Речел. Мастерство юной пианистки (самой младшей участницы) высоко оценило жюри, присудив ей «золотую медаль» и спецприз «За лучшее исполнение концерта для фортепиано с оркестром». В третьем туре и на вечере финалистов эта маленькая девочка прекрасно исполнила Концерт ре-минор Баха в сопровождении Симфонического оркестра филармонии (дирижер Николай Дядюра), вызвав овации слушателей.
После выступления юная пианистка призналась, что конкурс им. В. Горовица — ее первая крупная международная победа. До приезда в Киев она принимала участие и побеждала в разных музыкальных конкурсах, проходивших в Китае. Чун Вай Чин Речел не из семьи музыкантов. В четыре года сама попросила родителей отвести ее на прослушивание в школу. Ныне учится в Гонконгской академии исполнительского мастерства (класс Элеоноры Вон). Свое будущее Чун Вай Чин Речел не представляет без фортепиано, мечтая в будущем стать знаменитой пианисткой.
Заслуженный успех выпал на долю и нашей соотечественницы — Дины Писаренко, завоевавшей I место в средней группе. Девочка обаятельна, виртуозна, очень тонко передает нюансы исполняемых произведений. Пианистка артистична. Так, предваряя «Венгерскую рапсодию» № 2 Листа-Горовица, Дина сделала паузу, внимательно посмотрела на висящий портрет Владимира Самойловича, словно испрашивая позволения у маэстро — тонкого интерпретатора классики, и сыграла просто блестяще. А когда в последнем туре — надцатый раз объявили: исполняется Второй концерт Рахманинова, то по залу прокатилась волна смеха. Дело в том, что это сочинение сильно «заиграно» — практически каждый второй конкурсант включил его в свой репертуар. Но только Писаренко рахманиновский «орешек» оказался по зубам. Дина играла очень вдохновенно, технично, в лучших традициях славянской фортепианной школы.
Писаренко собрала рекордное количество специальных призов — пять, в частности, «За мастерство исполнения», «Лучший конкурсант из Украины», а Международный юношеский конкурс П.И. Чайковского, который проходит в Японии, кроме приглашения на участие в своем форуме, оплачивает все расходы: дорогу, гостиницу и др.
— Моя мама играет на клавишных инструментах, занимается эстрадой. В четыре года она попробовала меня заинтересовать фортепиано, — рассказала Дина Писаренко. — Не могу сказать, что инструмент сразу меня заворожил. Это произошло постепенно. По мере того, как я училась играть, у меня стали выходить какие-то первые мелодии. Огромные горизонты открылись после того, как я стала заниматься в колледже у профессора Вячеслава Григорьевича Бойкова.
Писаренко очень тепло принимали зрители все конкурсные дни. Члены жюри, не сговариваясь, считают, что выступления Дины — серьезная заявка на будущее, у нее огромный потенциал для роста мастерства. Не скрывал радости за свою подопечную ее педагог Вячеслав Бойков: «У меня в классе на музыкальном отделении Донецкого колледжа Дина учится четыре года. К конкурсу им. В. Горовица мы специально упорно готовились. В программу включили произведения из репертуара Владимира Самойловича: «Сонату» Клементи и «Венгерскую рапсодию» № 2 Листа, которую он обработал. Я рад, что моя ученица хорошо исполнила эти произведения наряду и с другой — «тихой» музыкой. Дина, несмотря на то, что ей всего 14 лет, уже виртуоз. Она лауреат конкурсов Алемдара Караманова (Симферополь) — I премия, «На родине Сергея Прокофьева» (Донецк) III премия, в 1999 году завоевала «серебряную» медаль на конкурсе им. Горовица». Кроме фортепиано, Дина увлекается английским языком, коллекционирует растения. У нее есть задатки ботаника. Хорошо учится по всем школьным предметам.
А то, что в старшей группе конкурса им. В. Горовица не присуждено I место, говорит о том, что ярких индивидуальностей в этот раз было мало. Пожалуй, значительно выделялся лишь Тимур Щербаков — студент Белорусской академии музыки (класс Людмилы Шеломенцевой). Этот парень действительно талантище! Застенчивый, нелюдимый вне сцены, а за фортепиано он преображается. Буквально живет каждой нотой. Будь это: «Радость любви» Крейслера-Рахманинова, «Баллада» Листа, «Мелодия» Скорика, «Прелюдия и фуга» Баха, «Соната» Бетховена или Концерт для фортепиано с оркестром ля-мажор Моцарта. У Щербакова есть свой почерк, еще не стиль, но собственное восприятие той музыки, которую он играет. Тимур не сковывает себя трафаретами. Он исполняет произведение так, как чувствует. Иногда это получается убедительно, а порой нет. Главное, что пианист находится в творческом поиске и это очень подкупает слушателей.
Итак, конкурс им. В. Горовица закончился, но музыка продолжается. По словам генерального директора Юрия Зильбермана, за дальнейшей судьбой своих лауреатов они будут не только внимательно следить, но и активно помогать в совершенствовании их мастерства: консультировать, протежировать их гастрольную деятельность, делать записи на СD. В июне стартует фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера», в программах концертов будут выступать нынешние «горовиценята». Им предстоят ответственные выступления в залах: ЮНЕСКО в Париже, в ООН, Московской консерватории. К 100-летию В. Горовица (1 октября) в Национальной опере Украины состоится большой концерт, а затем эту программу услышат меломаны Польши и США.
Выпуск газеты №:
№77, (2003)Section
День Украины