Перейти к основному содержанию

От пропорциональных выборов не уйти

15 февраля, 00:00

Как ни парадоксально почти 10-летний опыт «дискуссий и полемики» о приемлемой и лучшей избирательной системе оказался малопродуктивным и не дал ответов на вопросы — какая же избирательная система будет эффективной в Украине и каких результатов нам от нее ожидать? В действительности мы столкнулись с тем, что широкий набор вариантов и нюансов работы той или иной модели избирательной системы дает и широчайшее поле аргументов для сторонников мажоритарноcти или пропорциональности. В результате предложенные и оспоренные аргументы заводят полемику в тупик и сужают рамки исследовательских схем. В это время за скобками оказываются такие весьма важные вопросы, как: почему собственно в той или иной стране складывается именно такая избирательная система, а не иная, как связаны природа демократии или демократизации и избирательная система? Отечественные политические инженеры пытаются найти решение уравнения избирательной системы с точки зрения формальной логики. При этом упуская из виду тот факт, что избирательная система во многом является продуктом историко-генетического опыта и результата выхода на политическую арену новых сил, формирования новых избирательных предпочтений. Иначе говоря, статичное обсуждение вариантов избирательных систем и формулы формирования представительной власти должно быть дополнено и анализом исторического опыта выборов и эволюций партий как центрального института современной демократической политики.

Ответ поможет дать беглый взгляд на опыт введения новых избирательных систем в странах Континентальной Европы в конце ХIХ — начале ХХ веков и в странах Восточной Европы в 90-е гг. ХХ века. Известный исследователь процессов демократизации и избирательных систем С. Роккан, исследуя переходы к пропорциональным системам большого ряда стран Континентальной Европы, сформулировал гипотезу, которая нашла свое подтверждение и на опыте восточно-европейских демократий. С. Роккан считал, что пропорциональные избирательные системы, внедрявшиеся в Европе в конце ХIХ века (первая пропорциональная система появилась в Бельгии в 1883г.), явились своеобразной комбинацией давлений «снизу» и «сверху»: с одной стороны, растущий рабочий класс хотел получения доступа в законодательные органы и искал приемлемую формулу представительства, а с другой — устоявшиеся партии (буржуазные, «элитные») также выступали за пропорциональную систему — поскольку только так могли сохранить свои позиции в условиях растущей конкуренции со стороны новых массовых партий. Подобная тактика вполне может быть названа политологами рациональным выбором. Вслед за расширением всеобщего избирательного права как правящие партии, так и партии, претендующие на эту роль, реально оценивают свои электоральные шансы и видят в пропорциональной системе уравнение защиты своих интересов и продолжение своего существования на политической сцене.

Эту логику можно проследить на примере переходных демократий Восточной Европы в 90-е гг. ХХ ст. (Польша, Венгрия, Чехословакия). Американский политолог А. Лейпхард исследовал новые демократии 90-х и, следуя гипотезе Роккана, выделил «устоявшиеся партии» — бывшие правящие коммунистические силы и «растущий рабочий класс» — новые демократические силы, компромисс между которыми стимулировал внедрение пропорциональной избирательной формулы.

Обратимся к примерам. Избирательная система, принятая в Польше в 1991 г., представляла собой строгий вариант пропорциональной модели, но с небольшим размером избирательного округа (число депутатов, которое может быть избрано от одного округа, равнялось десяти). По итогам выборов в нижнюю палату, Сейм, прошло девять партий, преодолевших 5%-й порог, а в верхнюю палату — Сенат, который избирался по системе относительного большинства, партийная фрагментация была еще большей (прошло семь партий, а всего было около 30 партий). На выборах в 1990 г. в Чехословакии также использовалась пропорциональная модель, но в менее строгом варианте, и было всего два округа — Чехия и Словакия. По итогам выборов, большинство голосов получили «Гражданский форум» и «Общественность против насилия», а в общем результате в парламент прошло восемь политических партий, чему способствовал высокий 5%-й порог. Избирательная система Венгрии наиболее сложная, потому не будем подробно на ней останавливаться. Заметим лишь, что ее результаты сопоставимы с результатами мажоритарной системы относительного большинства и потому победителями здесь стали две крупные партии.

Однако после обвала тоталитарных режимов логика распределения власти также требовала и определения конституционного взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями. Президентская модель, напомним, означает, что выборы президента и парламента происходят отдельно. И уже поэтому «устоявшиеся» и «новые» партии имеют очень разные шансы для гарантии и обеспечения своих интересов. Согласно гипотезе Роккана, пропорциональная система и президентство должны представлять нормальный конституциональный образец. По этой модели пошли страны Латинской Америки, в Западной Европе сложилась иная модель — пропорциональность и парламентаризм. Новые демократии в Восточной Европе пошли по разным путям: Польша является примером полупрезиденсткой власти, а Чехия и Венгрия — парламентские республики. Как видим, реальная политика свидетельствует о том, что объяснить формирование тех или иных политических моделей не всегда можно с точки зрения сравнительной логики, а ответ стоит искать в генезисе каждой отдельно взятой демократии.

Вернемся к украинским реалиям и проанализируем в какой степени полезна гипотеза Роккана для отечественной политики. «Красной нитью» через электоральные циклы выборов парламента и президента проходит противоречие между «надпартийностью» исполнительной власти, в том числе, института президентства, и все большей партийностью парламента. Конфликт между административным и партийным критерием стал на последних парламентских выборах 2002 года стержнем политической конкуренции и электоральной борьбы. Результаты этого конфликта зафиксировали итоги выборов по отдельно взятым мажоритарной и пропорциональной подсистемами — отсутствие единого победителя и конкуренция за победу двух сил: «административного» победителя — блока «За Еду» и партийного победителя — «Нашей Украины». Симптоматично сравнить ось конкуренции с прошлыми парламентским выборами 1998 года, когда линия раздела проходила между лояльным и оппозиционным критериями. Очевидно, что водораздел на будущих выборах будет иметь несколько иной характер, и борьба за этот раздел начинается уже сейчас. На основе современных политических симптомов попытаемся спрогнозировать вектор направленности развития.

Выигрыш «партии власти» состоялся, в основном, за счет мажоритарки и вытекающего отсюда административного вмешательства. Однако итоги последних выборов, изнурительные торги за парламентское большинство (созданное не на основе результатов выборов, а в результате парламентских договоренностей) указывают на исчерпаемость и девальвацию административных инструментов. Логичным ходом представляется пересмотр «партией власти» своего арсенала ресурсов и стратегий. Конкуренция и конкурентноспособность партийных блоков, способных взять на себя роль электоральных машин мобилизации, причем как на «верхнем» уровне — уровне политических субъектов, так и на «низовом» уровне — рядовых избирателей, подтверждает, что в интересах «партии власти» будет переход на пропорциональную систему конкуренции. Логика действий оппозиции выглядит примерно таким же образом: только партийных ресурс плюс партийная консолидация могут принести желаемый результат — влиятельные позиции в законодательном органе и естественные претензии на участие в исполнительной власти. Это, так сказать, мотивы для стратегического поведения. А во что все это может вылиться в общей картине изменений? Во-первых, картина политического Олимпа накануне президентских выборов дает пищу для размышления по поводу неоднородности и неравнозначности кандидатов. В условиях рейтинговости лишь одного известного претендента — В. Ющенко, который со всей очевидностью будет кандидатурой оппозиционной, возникает вопрос о возможности рассосредоточения власти в область парламентаризма, что подразумевает партизацию власти. Потому, гарантией сохранения позиций для «партии власти» будет переход от мажоритарной к так называемой консенсусной демократии. Логика партийности, с другой стороны, также приоритетна и предпочтительна для оппозиции. Для оппозиции пропорциональность и парламентаризм двойственны — это и политическая стратегия, и цель политической борьбы одновременно. Таким образом, на лицо роккановская конвергенция давлений «сверху» и «снизу», со стороны «партии власти» и оппозиции соответственно.

Стоит остановиться еще на одном моменте — на внутренней напряженности, присутствующей в поле «партии власти» и в поле оппозиции, что еще более усиливает мотивацию в сторону консенсусной демократии. В последнее время мы наблюдаем раскол в лагере оппозиции, где представлены левая и правая идеологии, пересекаются лидерские интересы и амбиции П. Симоненко, А. Мороза, Ю. Тимошенко и В. Ющенко. В конгломерате «партии власти» конкурируют интересы нескольких финансово-промышленных групп — донецкой, эсдеков, трудовиков. Именно на расколы в среде элит в период демократизации обратил внимание С. Роккан. В условиях отсутствия прозрачных расколов на уровне идеологических альтернатив — левый / правый, либерал / консерватор, — решающая роль принадлежит политическим элитам, как их называет Роккан «альянсам политических предпринимателей», и тем стратегиям мобилизации электората, которым одни отдают предпочтение. Эти расколы элит создают и поддерживают базу для политической конкуренции, что имеет решающее значение для формирования конкурентных партийных систем. В настоящее время уже сложившиеся расколы требуют единого знаменателя для партийной конкуренции и партийных коалиций. Этот знаменатель — пропорциональная избирательная система, которая может быть тем единственным компромиссом, создающим базу для цивилизованной политической борьбы не только во время избирательного процесса, но и в процессе формирования парламентского большинства и коалиционного кабинета. Кроме этого, пропорциональная система как политической детонатор может помочь запустить второй этап политической реформы, и, таким образом, завершить переходный период украинской демократии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать