Золотые мгновения праздника
Размеренный малиновый звон Рождества сменил бесшабашное веселье Нового Года. Самое время вспомнить, насколько оправдались наши ожидания от лавины ТВ-анонсов. Снятых специально и припасенных к празднику проектов, итоговых и спецвыпусков программ. Среди бесконечной мишуры нашлись такие сюрпризы, о которых приятно вспомнить.
Смягчает душу смена интонации перед Рождеством. Привычна трансляция богослужений разных православных конфессий по УТ-1 . Комментаторы говорят на непривычном нам языке церковных терминов. Даже в интонации — строгие каноны истинной веры. Старославянские напевы напоминают нам, грешникам, как мы от них далеки . Больше понравился современный подход к Рождеству «1+1» . Сентиментальные комедии, музыкальная рождественская классика — самый короткий путь к чувствам человека. Говорят, после выхода на экраны французского фильма «Амели» на Западе пошла мода на добрые дела. Симпатичная официантка Амели озорничает и оригинальничает, как и все в юности. Но ее шалости несут окружающим ее людям добро и свет. Молодежи свойственна щедрость души, и если эти качества проявлять почаще, то они с течением лет не растратятся. Ее соседи немного похожи на большинство из нас — не очень удачливы и так же зациклены на собственных проблемах. Но, чтобы жизнь не проходила даром (как бы шепчет фильм), хорошо бы в ежедневную суету привносить праздник. И немного озорного великодушия. Такие талантливые (и добрые!) фильмы как бы стирают пыль с хороших сторон души и оставляют на лице мечтательную улыбку.
Другая сторона вечных ценностей — в голливудском, но не проходном фильме «Кейт и Лео» («1+1») . Фантастическая комедия с перемещениями в ХIХ век и обратно о том, что все важное в жизни — рыцарское отношение к женщине, умение не фальшивить в главном, и даже искусство наслаждения обедом — лучше всего умели делать в то романтическое столетие. Это ностальгия по прошлому в наше быстротекущее время, где подчас истинная пища, смысл жизни, заменяется на «фастфуд».
Возможно, «Золушка» «Интера» не стала полноценным фильмом, поскольку не несла в себе сверхзадачи. Классическая сказка растеряла наивную веру в чудеса и превратилась в набор музыкальных номеров. А эстрадные звезды больше работали не в актерском ансамбле, а рекламировали собственные возможности. Люди безошибочно отличают «картонные декорации» от настоящего накала страстей (или хотя бы достойного режиссера) и нуждаются в проявлении истинных чувств даже в рекламе маргарина.
Вот встрепенулась Наталья Могилевская, встала за стойку официанткой. Маленькая человеческая зарисовка о рассеянной неумехе, которую отчего-то жалко. Получился нетривиальный клип «Три огонька», который крутили по многим каналам. Самоироничное видео выделило певицу из общего ряда сексуальных глянцевых див. И лишний раз показало — по трафарету удачные проекты не делаются.
Счастливый случай помог приготовить нестандартный новогодний подарок. УТ-1 в первые три дня 2003 года давало «Травиату в Париже» . Когда-то в студенческие годы впечатление от этой оперы у меня было безнадежно испорчено толстой спиной в веснушках примадонны пенсионного возраста. Поэтому соответствующие типажу герои приятно порадовали и реабилитировали для меня одно из лучших произведений мировой классики. В красивых интерьерах настоящих дворцов 35 камер повторили трагедию любви Виолетты. Изюминка музыкального фильма в том, что звук писали одновременно с изображением. Партитура создавалась для солистов, оркестра и видеокамер. А кинорежиссер руководил всеми с экрана монитора. Авторы фильма утверждают, что мощная музыка Дж. Верди определяла ритм движения камер. Но наверняка скромничают. Без особого дара и вдохновения «Травиату» не оживить.
Не затерялся в потоке праздничных новостей предновогодний выпуск «Фактов» ICTV . Практически все всеукраинские новости проявляли в новогодние недели чудеса изобретательности. Ведь им пришлось скорее развлекать, а не информировать. И все же запомнились, прежде всего, «Факты» с Оленой Фроляк за несколько часов до Нового года. Эмоциональная ведущая достучалась до зрителей, отвлекла от домашних хлопот и настроила на возвышенный лад. Чувствовалось, что этот выпуск молодая профессиональная команда новостей делала с особым азартом.
Мы пережили лучшие дни украинского ТВ. В новогодье телеэкраны сотрясал фейерверк новогодних премьер (чего стоят культовые «Титаник» и «Матрица»!). Перед Рождеством телевидение стало идеальным. На несколько дней было объявлено относительное перемирие, ТВ старалось пробуждать светлые чувства. Причем в большинстве случаев делало это не самым нудным образом. И хорошо, что в бесконечном чередовании песен, юмористов и официоза нашлось место для настоящих шедевров.
Выпуск газеты №:
№3, (2003)Section
Медиа