Дмитрий ГНАТЮК: «Зритель хочет, чтобы «красиво умирали»
Как уже писал «День», одним из наиболее заметных телевизионных событий в праздничные дни была украинская премьера проекта «Травиата в Париже» Андреа Андермана. Поделиться своими впечатлениями от видеоверсии оперы Джузеппе Верди «День» предложил известному певцу и главному режиссеру Национального театра оперы и балета Дмитрию ГНАТЮКУ, среди творческих достижений которого, кстати, и постановка «Травиаты»:
— Мне очень понравилась эта версия. Казалось, что и дирижер, и постановщик были одним целым. Понравилось то, насколько разумно подобраны исполнители: Виолетта, Альфред, Жорж Жермон (отец) и вообще все действующие лица — это были не только блестящие артисты, но и красивые люди. Я сам принимал участие в «Травиате», пел Жоржа Жермона, знаком со многими постановщиками этого произведения. Поэтому все это пропускал через свое сердце, через свое видение; со всеми коллизиями этой видеоверсии я был вполне согласен. По-моему, вот так и надо. Верди — гениальный композитор, его музыкальная драматургия очень правдива. Поэтому если делать «по Верди», ничего больше, так сказать, и не нужно. Но автор этой постановки где-то отходит от драматургии, которую создал Верди. И правда отношений Альфреда и Виолетты поражает. Например, во многих постановках, когда Виолетта и Альфред встречаются в первом действии, они как будто холодны друг к другу. А я ощущаю, что они с первого взгляда влюбились. Именно так — у автора этой видеоверсии. Были, как говорится, какие-то «случайности»: например, никак «не клеилось» к этой постановке, когда герои целовались под столом, куда их засунул режиссер. Но в целом было блестяще. Прекрасный антураж — много пространства, воздуха, можно сказать так — любовь под небом.
— Как известно, классическая музыка не очень «телегенична»: ее следует слушать, а не смотреть. Удалось ли преодолеть этот конфликт Андреа Андерману?
— Андерман это преодолел. Ведь ничего лучшего нет, чем музыка, чем пение, чем эта драма любви или смерти. И Андерман сумел это передать. Я себе представляю только так: музыкальные постановки на ТВ должны делать люди, у которых есть к этому способности, — и постановщики, и певцы. На оперной сцене менее заметно, когда выступает, например, полная, крупная Виолетта или, скажем так, худенький Альфред (голос у него блестящий, но смотреть на него не хочется). Но на телевидении... И Андерману удалось сделать удачный проект: он подобрал актеров, которые отвечают требованиям ТВ. И это было красиво и романтично.
— А если говорить не только об этом конкретном проекте?
— Вы понимаете, еще мир не придумал чего-то лучше классической музыки. Это высокая школа воспитания человека. Но, конечно, не все могут смотреть оперный спектакль. Я вам честно скажу, что такую телеверсию посмотреть — это даже больше, чем послушать оперу в театре, потому что мы не всегда получаем то наслаждение с оперной сцены, которое могли бы получить. Да, прекрасная музыка, прекрасные певцы, а, бывает, смотришь — и что-то здесь не то, что-то не так поставлено, что- то не так играется. Это сразу заметно. А простой зритель хочет, чтобы было красиво на сцене; если это драма — чтобы «красиво умирали» или «красиво любили» друг друга. А «красиво любить» — это «высокий полет». Но не все в оперном театре друг друга любят. Бывает, исполнители ненавидят друг друга, а нужно играть любовную сцену. И именно в таких телеверсиях можно посмотреть на «настоящую любовь».
— А возможно ли (и нужно ли) делать что-то подобное этому проекту на нашем телевидении?
— Я не думаю, что сейчас возможно, но надо пытаться, потому что это — воспитание нашего народа. Ведь «попса» уже просто надоела. Конечно, она востребована, но нужен какой-то баланс.
— Кстати, о балансе. Показ «Травиаты в Париже» в каком-то смысле был альтернативным вариантом празднования Нового года (первое действие было показано 1 января). Как вы считаете, нужны ли такие альтернативные варианты? Известно, например, что ежегодно в Венской филармонии утром 1 января дают концерт классической музыки, который транслируют по Евровидению. Как вам такой способ «отрезвления», скажем так, после новогодней ночи?
— Я отношусь к этим концертам очень положительно. Когда слушаю концерты, которые транслируются из Вены, вспоминаю с большой грустью то, что мы что-то такое начали, но выбрали вариант очень плохой. (Мы лет восемь назад положили начало «Венскому балу» у нас, в оперном театре. Но очень неудачно сделали, потому что занимались этим люди, которые не должны были этим заниматься.) А вы знаете, когда послушаешь гениальную музыку, посмотришь на хороших исполнителей, — на душе становится легче. И это позволяет как-то не терять надежды на светлое будущее.
Выпуск газеты №:
№3, (2003)Section
Общество