Джеймс МЕЙС: Западные рецепты выживания прессы
В мире почти нет самоокупающихся газет. Обычно пресса живет преимущественно от рекламы. И нужно учитывать не только интересы рекламодателей, а и тех, на кого эта реклама рассчитана. И часто газетчики не просчитывают аудиторию потенциальных потребителей рекламы. Так, если издание имеет приложение, стоит открыть для него отдельный счет и продумать иную стратегию относительно рекламодателей. Если этого не сделать, то на этих ошибках выиграет продукция конкурентов, даже если она заполнена не оригинальными текстами, а сообщениями информагентств.
В Украине существует такая особенность рынка прессы: недостаточно профильных журналов (для собаководов, нумизматов и др.), но существует перепроизводство общественно-политических изданий, которые почти никто не читает. А, например, в Нью- Йорке три-четыре газеты, в Вашингтоне — две, а небольшой городок (около 30 тысяч жителей) может содержать лишь одну газету (такие газеты принадлежат большим медиакорпорациям). Их количество зависит от рекламы — личной и коммерческой. Загляните в «Нью-Йорк таймс», и вы увидите, что много площади в ней отдано вездесущей рекламе — из почти ста страниц 20 занимает именно она.
Случаи, когда газета существует в виде открытого акционерного общества, встречаются очень редко. Это нежизнеспособный проект, если нет прибыли. Конечно, есть исключения, которые обуславливаются престижностью или политическими целями, как в случае с «Вашингтон таймс».
В Украине также будет происходить процесс преобразования издания газет в медиа-бизнес. Это станет возможным, когда на рынке выживет только несколько популярных изданий. Безусловно, произойдет сокращение количества газет, как это случилось в свое время в западных странах. Когда газеты начнут умирать десятками, это будет признаком того, что экономика оздоровляется. Сейчас общественно-политическая газета может выжить или при помощи спонсора, или работая по очень серьезному бизнес-плану, учитывающему рынок реклам. Даже большое количество подписчиков положения не спасет. Тандем развлекательного издания, финансово подкармливающего серьезное общественно-политическое издание, на Западе также является исключением.
И, понятно, что это коррелируется со стабилизацией экономики вообще. Поляки, чехи начали это делать 10— 12 лет назад. К тому же, в Украине другая структура политического воздействия. Когда здесь будет экономика западного типа, тогда будет и пресса западного типа.
P.S. «День» будет и дальше освещать проблему медиа-бизнеса в Украине, и предлагает всем участникам медиа- процесса — от руководителей СМИ до читателей — принять участие в ее обсуждении на наших страницах.