Знаковое назначение
Сергей ТЕЛЕШУН , доктор политических наук, президент фонда «Содружество»:
— Назначение главы ГНАУ — это право Президента, учитывая то, что фракции большинства сразу договорились об оставлении за Президентом права назначения руководителей силовых ведомств.
Однозначно можно говорить о том, что Кравченко — стопроцентно профессиональный милиционер, или полицейский — кому как больше нравится. Большинство экспертов утверждает, что сегодняшнее правительство является не столько командой, сколько группой достаточно влиятельных личностей, которые владеют бюрократическим механизмом так называемой закулисной игры. С другой стороны, значительная часть этих людей — это достаточно качественные топ-менеджеры. Кравченко — качественный топ- менеджер именно в системе правоохранительных органов. Налоговая по сути близка к правоохранительным органам, милиции — особенно в своих карательных функциях. Что касается других функций налоговой администрации, то здесь очень многое зависит от того, кто станет заместителями главы ГНАУ, которые и будут помогать ему заниматься аналитической и хозяйственно-управленческой деятельностью. Мне кажется, что точка зрения некоторых экспертов по поводу того, что роль налоговой в стране после назначения Кравченко существенно снизится, просто абсурдна. Юрий Федорович, отказываясь от многих предложений, не согласился бы на предложение, которое заведомо было бы неинтересно для его карьерного роста или если бы это была структура, где он не смог бы реализоваться как хозяйственник или профессионал. Поэтому, естественно, Кравченко будет стараться усилить ГНАУ, ее роль. За счет аналитики или карательных действий — это другой вопрос.
Еще один момент — Кравченко много знает. И в данном случае это одна из причин назначения. Сейчас многие пытаются выяснить, чей он, с кем он. Мне кажется, что, в значительной мере, Кравченко сам по себе. И его контакты определяются прежде всего интересами — своими и Президента. А так как интересы могут меняться, то ситуация будет развиваться в зависимости от того, какие задачи перед ним поставлены.
Кость БОНДАРЕНКО , директор Центра исследований общественных процессов «Эксперт»:
— Смысл этого назначения более, чем очевиден — это укрепление власти Президента. Таким образом Президент дает понять сейчас, что его политическая власть укрепилась максимально, и что «революция» практически уже завершена. Последствия назначения Кравченко могут быть абсолютно разными. Что касается Налоговой администрации, то, как мне кажется, произойдет ее укрепление. Она сосредоточится в надежных руках — не менее надежных, чем руки Азарова. Реформирования налоговой системы в ближайшее время ожидать, очевидно, не придется. А что касается политических последствий, то возможно, Юрия Кравченко теперь будут называть среди тех, кто претендует на пост президента в 2004 году.
Дмитрий ВЫДРИН , директор Европейского института интеграции и развития:
— Кравченко — это человек, который абсолютно вписывается по стилистике в нынешнюю команду, которая подбирается по нескольким показателям. Во- первых, по росту — здесь Кравченко не выпадает из общей стилистики. Во-вторых, по волевому фактору — Кравченко здесь тоже один их самых-самых. В-третьих, по силовому потенциалу (имеется в виду умение управлять силовыми структурами и умение принимать силовые решения), в чем бывший министр внутренних дел тоже преуспел. Поэтому Кравченко стал последним штрихом, который завершил формирование общей политической картины и в прямом, и в переносном смысле. Теперь она выглядит очень органичной и целостной.
Честно говоря, Президента уже не волнует мнение оппозиции о Кравченко. Я не думаю, что назначение нового главы ГНАУ было каким-то мессиджем для оппозиционной «четверки». Последний мессидж Президента в адрес оппозиции был передан тогда, когда оппозиция потеряла возможность создать парламентское большинство. После такого удара по голове, назначение Кравченко выглядит всего лишь пощечиной.
Степан ГАВРИШ , народный депутат, лидер фракции «Демократические инициативы»:
— Мы считаем, что новый глава ГНА — это достаточно профессиональное назначение, которое даст возможность сегодня продолжить не только стабильную работу налоговой администрации, но и преобразовать ее достаточно в системный институт. Убежден, что опыт Кравченко, который почти 6 лет был министром внутренних дел, а потом — главой областной государственной администрации, даст возможность сегодня не идти по пути сугубо фискального развития ГНА, а отыскать более мотивированные и более либеральные отношения с налогоплательщиками, понимая, что усиление давления на них может привести к сворачиванию публичных экономических процессов.
Думаю, что главной задачей, которую возьмет на себя новый руководитель налоговой администрации, будет борьба с теневой экономикой и с коррупцией, которые являются причиной консервирования экономического развития в нашем государстве.
Константин ВАЩЕНКО , Международный институт сравнительного анализа:
—Назначение Кравченко главой ГНАУ связано в первую очередь с серьезным укреплением власти, которое демонстрируется в плане возможности проводить и принимать такие решения, которые власть считает нужным, без особой оглядки на мнения оппозиции по этому поводу. Еще после того, как Кравченко вынужден был уйти в отставку, президент четко давал понять, что он находится в ближайшем кадровом резерве, и при необходимости всегда можно будет ожидать его назначения на тот или другой серьезный пост. Поэтому сегодня, когда оппозиция задекларировала паузу до марта, самое время было вспомнить о Кравченко, назначив его на один из самых ответственных постов.
Второй аспект в этом назначении связан с тем, что мы продолжаем наблюдать очень серьезные перестановки, связанные с перераспределением влияния между основными группами, которые имеют серьезные позиции во властной элите. Речь идет о связке, которая проявилась достаточно давно, с основными фигурами — Литвин, Азаров, Кравченко и Пискун. Эта четверка достаточно корпоративная и достаточно взаимоподдерживающая.
Я думаю, что с приходом Кравченко основная линия ГНАУ, которой придерживались до сегодня, не изменится. Возможно, мы станем свидетелями большего ужесточения, связанного с собиранием налогов, но в целом, учитывая, что Кравченко давно и серьезно работал в связке с Азаровым, я думаю, что основная линия контроля все равно будет исходить из кабинета Николая Яновича на Грушевского.
Андрей ЕРМОЛАЕВ , директор Центра социальных исследований «София»:
— Все мы склонны к демонизации этого назначения, но этого делать не стоит. Я не вижу больших ставок, сделанных на новоназначенного главу ДПА. Президент предложил ему четкую роль — наводить страх на конкурентов, чтобы все «попадали». Здесь уместна гоголевская фраза — «К нам едет ревизор». С этой ролью он справился уже в первый день назначения. Второй момент — не нужно выстраивать по факту этого назначения долгоиграющий сценарий. Потому что, мне кажется, сценарий — вообще по другую сторону. Ни одно из последних назначений не является системным, хотя это, скорее, знаковое. Сегодня создаются всего лишь предпосылки для принятия решений — о том, какой будет будущая власть, каким образом Президент будет формировать ее образ. Думаю, это будет действительно очень неожиданная конфигурация. Учитывая, что и в законодательной сфере, и в сфере управления, налоговая система играет не стимулирующую роль, а скорее контролирующую, удерживающую и наводящую порядок и страх, то, наверное, приход Кравченко здесь ничего не изменит. Мы ж не совсем глупые люди, понимаем: вряд ли господин Кравченко будет лично вникать и заниматься самообразованием в сфере налоговой политики. Вероятнее всего, он сделает ставку на людей в системе, которые являются профессионалами, и выполнит роль менеджера.
Выпуск газеты №:
№228, (2002)Section
Подробности