Курению — бой!
Евросоюз объявил войну рекламе табакаМинистры здравоохранения тринадцати из пятнадцати стран-членов Европейского Союза проголосовали за законопроект, запрещающий рекламу табачных изделий на радио, в прессе и Интернете. Реклама сигарет на телевидении в странах Евросоюза уже запрещена. В некоторых странах этот запрет распространился и на другие виды средств массовой информации, однако теперь стал общим и обязательным для всех. Европейский парламент уже одобрил планы министров, так что теперь новый закон войдет в силу с 2005 года. Европарламент также решил, что с 2006 года должна быть запрещена спонсорская поддержка табачными компаниями международных спортивных соревнований.
Понятно, что производители сигарет свирепствуют. Их лишили важных путей продвижения своей продукции. Кроме всего, новый закон Евросоюза запрещает бесплатную рекламную раздачу сигарет на улице. «Мы нанесли удар в ответ тем, кто распространяет ужасное послание, что «курить — это круто», — заявил комиссар ЕС по вопросам здравоохранения Дэвид Берн.
Два года тому назад табачным гигантам удалось защититься от аналогичных попыток затянуть на их шеях петлю рекламных ограничений. Лоббисты убедили Европейский суд юстиции принять решение, что проект закона предоставляет Брюсселю слишком большие полномочия относительно регулирования политики стран ЕС в области здравоохранения. В этот раз битву выиграли борцы против курения. У производителяей табака осталось совсем немного способов рекламировать свой товар. Пока что разрешено размещать рекламу сигарет на уличных щитах, транслировать рекламные ролики в кинотеатрах и одевать своих агентов в формы с логотипами.
Против нового закона высказались Германия и Великобритания. Берлин аргументировал свою позицию тем, что ограничения слишком радикальны, и попросил изменить документ так, чтобы его нормы не распространялись на немецкие СМИ. Германия так же протестует против запрещения спонсорства табачными компаниями спортивных соревнований. Лондон, наоборот, заявил, что новый закон недостаточно жесткий. В конце октября нижняя палата парламента Великобритании приняла аналогичный закон. Британские парламентарии запретили и уличную рекламу табачных изделий, а также их почтовую рассылку.
Согласно статистике, пишет газета «Гардиан», полмиллиона граждан Евросоюза ежегодно умирают от болезней, так или иначе связанных с курением. Критики нового закона отмечают, что установленные им правила не будут распространяться на газеты и журналы, которые распространяются за пределами ЕС. В свою очередь, средствам массовой информации стран Евросоюза нужно уже сейчас пересматривать свою рекламную политику, ведь «табачные» деньги составляют значительную часть бюджета медиа-компаний. Кстати, украинские специалисты по рекламе скептически относятся к инициативам, подобным новому закону Европейского Союза. По их мнению, улыбающийся ковбой с уличного биг-борда, зажав в зубах сигарету, соблазнит покурить не меньше школьников, чем если будет улыбаться с экрана телевизора. Украинские специалисты утверждают, что запрет рекламы табака и алкоголя нужен не только борцам за здоровье нации, а и фирмам, занимающимся уличной рекламой, — для победы в перераспределении рынка.
Выпуск газеты №:
№223, (2002)Section
День Планеты