Рух собирается расти отдельно
— Проясните, пожалуйста, ситуацию в партии, изменилась ли она после выборов? Много было разговоров о том, что после выборов Рух «растворится» в блоке Виктора Ющенко и потеряет свою политическую силу.
— Это очень далеко от реальности. Если говорить об образовании большой партии на базе блока «Наша Украина», в которую вошел бы Рух, то к этому не готово прежде всего, общество. Еще не созрели условия, при которых в Украине были бы две мощные партии, которые бы боролись за власть, как в тех же США. В «Нашу Украину» вошли политики и политические силы — от умеренно либеральных до праворадикальных. Тех факторов, которые нас объединили на выборах, недостаточно для образования партии, потому что партия — это, в первую очередь, идеология. В Украине существует значительная часть людей, разделяющих идеологию Народного Руха, поддерживающих именно нашу партию. Поэтому на последнем заседании Центрального Провода было принято решение продолжать строительство партии, совершенствовать партийные структуры. На сегодня численность партии растет, организации Руха есть во всех областях. Мы стремимся, чтобы в каждом районе была реально действующая организация Руха.
— Речь идет об объединенном Рухе? Ведь год назад речь шла о том, что в 2002 году состоится объединение Руха.
— Надо правильно называть этот процесс. Мы называем это восстановлением единства Руха. То есть Рух был, есть и будет. А нам нужно преодолеть последствия раскола 1999 года, в результате которого образовалась партия Юрия Костенко. Еще тогда, при живом Вячеславе Чорновиле, мы предлагали группе сторонников Костенко провести перерегистрацию членов Руха, после чего провести съезд и выборы председателя. И сейчас это предложение остается в силе. Народный рух стал частью истории государства, вошел в учебники, нам верит народ. Нас не поймут, если мы вместо Руха образуем другую или сто тридцать третью партию. То есть мы за объединение и работаем в этом направлении, однако речь может идти только о восстановлении единства в рамках НРУ.
— Нет ли у вашей группы определенного недовольства тем, как распределились силы в парламенте нынешнего созыва?
— Нынешнее большинство, которое или существует, или нет, образовывалось без нас, то есть без «Нашей Украины». Мы не в процессе, с нами никто не советовался, нам ничего не предлагали. Поэтому вхождение в большинство какой-то части нашей фракции на сегодня невозможно. Я принимал активное участие в создании того, еще первого большинства в 2000 году. Тогда мы смогли найти общий язык, и объединила нас не в последнюю очередь фигура тогдашнего премьера Виктора Ющенко. И в нынешнем созыве была возможность для образования широкой коалиции на базе принципов, предложенных «Нашей Украиной». Однако то, что сейчас называют большинством, формировалось на других принципах.
— А не сможет ли объединить вас с большинством новый премьер, кандидатуру которого Верховная Рада будет рассматривать в четверг?
— На сегодня (разговор происходил 19 ноября) фракция настроена голосовать против любой кандидатуры на должность премьер-министра, потому что мы не являемся участниками процесса распределения власти, поэтому и смысла голосовать «за» у нас нет. Не думаю, что встреча кандидата в премьеры с руководством нашей фракции 20 ноября что-то принципиально изменит. Если бы были серьезные и, главное, прозрачные предложения относительно нашего участия во власти, их можно было бы рассматривать.
Выпуск газеты №:
№214, (2002)Section
Подробности