Перейти к основному содержанию

Остановка по «техническим причинам»

Киев обвиняет Бухарест в блокировании переговоров по границе
09 ноября, 00:00
Менее двух недель осталось до саммита НАТО, который пройдет в Праге. «Пражская осень» должна войти в историю Альянса как важный этап его развития, отмеченный вступлением в организацию новых стран- членов. Румыния считается одним из самых вероятных новых членов НАТО. Украинские эксперты давно выражали свою обеспокоенность этим — их смущало, как может стать членом уважаемого военно-политического блока страна, сознательно затягивавшая переговорный процесс с Украиной по определению линии государственной границы. Поговаривают, что именно по этой причине Бухарест оказался «за бортом» натовского расширения 1999-го года. Между тем, представители Запада говорили, что им вообще неизвестно о существовании подобных проблем. Довольно часты и ссылки на наличие территориальных споров и между странами- членами НАТО и ЕС. Переговоры между Украиной и Румынией по определению линии границы продолжаются уже более десяти лет. Следует отметить, что аналогичные переговоры с другими нашими западными соседями давно завершились. В чем же проблема с Бухарестом, действительно ли у румын имеются к нам территориальные претензии, собирается ли Украина для решения вопроса обращаться в Международный Суд — в интервью с главным советником Министерства иностранных дел Украины Леонидом ОСАВОЛЮКОМ, который принимает участие в переговорах по определению линии границ Украины с 1992 года.

— Вы можете на официальном уровне заявить о том, что Румыния имеет территориальные претензии к Украине?

— Так вопрос не стоит. Во всех двухсторонних документах говорится о признании сторонами существующей линии государственной границы. В них зафиксировано, что ни одна из сторон не имеет и не может иметь территориальных претензий. В то же время позиция, занимаемая румынской делегацией на переговорах по заключению Договора о режиме государственной границы, вынуждает сделать некоторые другие выводы. Заявления высоких должностных лиц из Бухареста о необходимости восстановления Великой Румынии, даже о несправедливости Мирного договора 1947 года, которым были закреплены нынешние границы, свидетельствуют о том, что у наших соседей с выполнением взятых на себя обязательств не все в порядке. Однако украинская сторона очень спокойно и убедительно заявила, что ни на какие манипуляции, связанные с изменением существующей линии государственной границы, не пойдет, и готова к переговорному процессу исключительно на основе международного права и двусторонних договоров. В 1997 году в украинско-румынском договоре об отношениях добрососедства и сотрудничестве четко было сказано о нерушимости существующей линии государственной границы.

— Однако румынская пресса со ссылкой на дипломатические источники уверяет, что претензии на румынскую территорию имеет Украина...

— Украина не имеет территориальных претензий ни к одному государству. В том числе и к Румынии. Действительны те границы, которые мы унаследовали от Советского Союза. Они теперь являются границами Украины, и мы их охраняем. Мы не имеем территориальных претензий ни к одному государству и не признаем никаких территориальных претензий к себе. В упомянутом договоре было обусловлено, что стороны заключат отдельно Договор о режиме государственной границы и Соглашение о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море. Установлен был и срок подготовки первого документа — два года, то есть, еще до 22 октября 1999 года. Тем временем к власти в Румынии пришла новая администрация, которая сначала заявляла о поспешности подписания их предшественниками Большого политического договора с Украиной, а впоследствии наши соседи начали утверждать, что Договор о режиме украинско-румынской государственной границы не подготовлен по техническим причинам. С тех пор начал «гулять» новый термин — технические причины. На самом деле «технические причины» заключаются в категорическом нежелании румынской стороны подтвердить существующую линию государственной границы в этом договоре. Отсюда происходит и постоянное затягивание и блокирование переговорного процесса.

— Какие позиции занимают стороны сегодня?

— Позиция Украины основывается исключительно на нормах международного права. Украина безусловно придерживалась и впредь будет придерживаться всех заключенных украинско-румынских и многосторонних актов, в частности, Хельсинского заключительного акта 1975 года, где говорится о нерушимости существующих в Европе границ. Украина выступает за скорейшее заключение с Румынией Договора о режиме общей государственной границы и Соглашения о разграничении континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море. Украина никогда не согласится на изменение существующей линии украинско-румынской границы и не пойдет на территориальные уступки в чью бы то ни было пользу. Это касается и острова Змеиный, и островов на реке Дунай, и других территорий Украины. А в чем заключается позиция румынской стороны, понять трудно. На сегодня румынская делегация отказывается следовать положению «большого» договора о нерушимости существующей государственной границы. Она пытается включить в новые документы положения, которые бы ставили под сомнение эту границу и предоставляли бы возможность изменить ее в любое время. Делимитацию континентального шельфа и исключительных экономических зон предлагается провести без учета принадлежности острова Змеиного Украине. При этом от Украины отошло бы около 7700 квадратных километров украинского шельфа и экономической зоны.

— Румынский президент Ион Илиеску и его украинский коллега Леонид Кучма во время сентябрьской встречи подписали Совместную декларацию, в которой говорится, что стороны обязываются подписать упомянутые документы до июня следующего года. Это возможно?

— На наш взгляд — возможно. Сразу же после подписания декларации Украина предложила Румынии провести очередной раунд переговоров. На выбор румынам было предложено несколько дат для его проведения. К сожалению, все эти сроки не были восприняты румынской стороной, и до сих пор переговоры не состоялись.

— А если до июня ни договор, ни соглашение не будут подписаны?

— На мой взгляд, для Украины большой проблемы не будет. У нас есть договор 1961 года, которым четко установлена граница Украины и Румынии. Это подтверждено и новыми актами, которые подписаны уже Украиной и Румынией.

— Украина не намерена обратиться для решения всех вопросов в Международный Суд ООН? Сколько такой иск будет стоить?

— По опыту рассмотрения аналогичных вопросов между другими государствами в Международном Суде, можно констатировать, что это стоит довольно дорого. Но хочу отметить, что для нас проблем с Международным Судом не существует, ведь понятно, что ни один суд не сможет принять решение, которое бы противоречило нормам международного права. А наша позиция основывается именно на этих нормах.

— Румыния менее чем через две недели может стать членом НАТО. Думаете, в Альянс примут страну с нерешенными пограничными проблемами?

— Еще во время предыдущего саммита НАТО было известно, что для членства в этой организации страны должны выполнить одно из основных условий — отсутствие территориальных претензий к соседям и урегулированность всех пограничных вопросов. Это условие нельзя обойти при рассмотрении готовности любой страны к вступлению в Альянс.

— Остров Змеиный до сих пор остается камнем преткновения в наших переговорах?

— Остров Змеиный не является никаким камнем преткновения. Он принадлежит Украине, что известно всем и зафиксировано во всех документах. Серьезно вопрос о принадлежности острова не ставит и румынская сторона, потому что это бы вызвало только удивление. Другое дело, что сегодня румынская сторона почему-то считает, что Змеиный не может влиять на делимитацию континентального шельфа и экономических зон. Подобное мнение грубо противоречит Конвенции ООН по международному морскому праву, подписантом которой является и Румыния. Там четко прописано, что острова имеют континентальный шельф и экономическую зону так же, как и любая другая сухопутная территория государства. 12 морских миль вокруг острова Змеиный — это территориальные воды Украины, что утверждено Договором 1961 года. Во время последних переговоров румынская делегация заявила, что разграничение экономических зон и шельфа должно осуществляться без учета острова Змеиного. Такие заявления не имеют ничего общего с логикой.

— Румыны убеждают, что это не остров, а скала...

— Румыны убеждают. Опять же — кого? Скорее всего — себя. Я не знаю и не слышал от румынских коллег никаких серьезных аргументов в пользу того, что это не остров. Во всех энциклопедиях вы найдете определения, что такое остров, а что такое скала. На скале люди не живут, не занимаются хозяйственной деятельностью. Змеиный — остров, на котором живут граждане Украины, который территориально входит в Одесскую область, на котором есть почтовое отделение, целый ряд народнохозяйственных объектов, расположены подразделения пограничных войск. Мы договорились, что на острове Змеином не будем размещать наступательных вооружений. И мы выполнили эту договоренность.

— Все-таки Украина способна на компромиссы?

— Мы способны на любые компромиссы, что и показали на переговорах. Но Украина никогда не пойдет на компромиссы, которые касаются изменения линии государственной границы и территориальной целостности нашего государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать