Перейти к основному содержанию

Ученые требуют достойный процент

31 октября, 00:00

И вчера антураж не изменился. Более 300 человек требовали финансирования НАНУ в соответствии с плановыми бюджетными предназначениями 2002 года, ликвидации поточной задолженности, которая составляет 53, 041 миллиона гривен, и, безусловно, увеличения зарплаты. Больше всего потрясали плакаты, которые принесли с собой сотрудники межотраслевого научно-технического центра (МНТЦ) «Укрытие». На это учреждение, напомним, согласно постановлению Кабмина, возложены обязанности по научному обеспечению и сопровождению всего комплекса работ по поддерживанию радиационной безопасности на четвертом блоке ЧАЭС. Но сейчас Кабинет Министров нарушил график ассигнований на МНТЦ и не выплатил им в сентябре около миллиона гривен, а в этом месяце — полмиллиона. Своими плакатами сотрудники «Укрытия» предупредили власти, что геноцид ядерщиков грозит стране вторым Чернобылем, и что недофинансирование такой структуры — настоящее преступление.

По словам главы профсоюза работников НАН Анатолия Широкова (на фото), по закону на науку должно отчисляться не менее 1,7% от ВВП. В этом же году ей досталось лишь — 0,33% притом, что даже эту сумму не выплатили на сто процентов. В проекте бюджета-2003 науке отводят и того меньше — 0,31%, в то время как, к примеру, в России, наоборот увеличивают ассигнования на 20%.

Сейчас в Украине ряды ученых сократились почти вдвое. Если в 1990 году их насчитывалось 90 тысяч, то ныне еле-еле набирается 40 тысяч. Молодой специалист в НИИ достоин занесения в Красную книгу. Выпускники КНУ им. Шевченко говорят, что займутся научной деятельностью не менее, чем за $200 в месяц. На данный момент люди с ученой степенью и лауреаты премий получают максимум 400 гривен. Признавая авторитет украинских ученых, их разработкам и исследованиям на Западе не верят — сч итают, что результаты, полученные с помощью оборудования 60-х годов далеки от истины. Западные учреждения, как правило, стремятся лишь переманить наших ученых на свою сторону, выплачивая им порой куда меньшие зарплаты, чем местным кадрам.

Оставшиеся на родине живут по Дарвину, то есть борются за выживание. На пикетировании ученые полушутя — полувсерьез говорили, что здесь можно было бы и подзаработать, продавая горячий кофе. Кстати, тема холода для них сейчас самая что ни на есть животрепещущая. В зданиях многих НИИ гардеробы сейчас ни к чему. Отопление отключили за долги и постигать тайны науки сотрудникам приходится в перчатках и пальто. Каждый институт пытается крутиться как только может. К примеру, НИИ физики полупроводников живет на известных в советские времена хоздоговорах. Когда сделают для какой-то фирмы или предприятия, скажем, датчик, купят что-нибудь для института. А о фундаментальных исследованиях никто уже не ведет речь. Инженер Лариса Святогор говорит, что институт — некогда один из лидеров в Европе в своей сфере — превращается в «шарашкину контору», которая может удовлетворять лишь сиюминутные потребности. Зоологам, которые уже забыли, когда ездили в экспедиции, помогают российские коллеги. Они им высылают литературу и необходимые для работы материалы.

В то же время ученые считают, что именно они и могут помочь стране в преодолении кризиса, поскольку исследования, которые они могли бы при наличии оборудования провести, приносили бы ежегодно в бюджет миллионы гривен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать