Две части «энергетического айсберга»
Хочу откликнуться на статью Олега Гавриша «Другой Земли у нас не будет» ( «День» за 28.09.2002 ), тем более, что я специалист именно в области экологии, в частности энергосбережения. Этой статьeй «День» поднимает грандиозную, как айсберг, и важнейшую для будущей судьбы Украины тему. Но, как у любого айсберга, «подводная часть» этой темы наиболее опасна.
Однако сперва о «надводной», хорошо видимой части этой проблемы (впрочем, для Верховной Рады и Кабмина и эта часть айсберга остается невидимой). Увы, г-н Гавриш совершенно прав: имеет место прогрессирующая деградация и вырождение украинской экономики вследствие еe движения вспять, к индустриальной эпохе 50-х годов XX века. И хотя я живу в донбасском регионе, хорошо знаю его непростые экономические и социальные проблемы — вбухивать огромные деньги в угольные шахты, тепловые (да и атомные) электростанции, доменно-мартеновскую металлургию — есть полнейшее стратегическое безумие. И это при том, что то самое европейское сообщество, куда мы так стремимся попасть, движется в прямо противоположном направлении. Например, Германия является мировым лидером в ветроэнергетике: общая мощность еe «ветряков» — около пяти тысяч мегаватт (это как Хмельницкая и Ровенская АЭС с уже достроенными «спорными» блоками вместе взятые). По использованию солнечной энергии в Европе лидирует не солнечная Италия, а Австрия, в которой на одного жителя приходится 13 кв. м солнечных коллекторов, а ведь годовое количество солнечной радиации там такое же, как в Украине — 1200 кВт-ч/кв. м. Сейчас в Украине разведано 140 геотермальных скважин (102 — в Восточной Украине и 38 — в Западной). Их суммарная мощность составляет до 30 млн. куб. м/сутки горячей (60—90 0 С) воды (этой воды может хватить на целый год полумиллионному городу).
Не только Европа, но уже и Азия с Южной Америкой уходят от бензина как моторного топлива и переходят на экологически чистый биоэтанол. Сырьeм для него являются травянистые растения и древесина, отходы сельского хозяйства и деревообрабатывающей промышленности и даже бытовой мусор. Бразилия, например, за последние годы произвела 6,5 млрд. литров топливного биоэтанола, что обеспечивало 20% еe потребностей в моторном топливе и позволило сэкономить $36 млрд. на закупках нефти. Активно избавляется от керосина в качестве авиатоплива и мировая авиация. Уже испытан новейший гиперзвуковой воздушно-реактивный, экологически чистый авиадвигатель (ГПРВД, в английском варианте — scramjet — «скрэмджет»), который работает на смеси водорода и кислорода, получаемых непосредственно из воздуха и водяного пара.
Мы же с маниакальным упорством увеличиваем нагрузки на угольные котлы наших ТЭС, которые имеют кпд едва не 30% (при номинальных 60%), топим газом котлы коммунальных котельных с кпд едва 50% (при номинальных 90%), миримся с гигантскими 40—60-процентными потерями в тепло- и энергосетях (я уже не говорю о хорошо поставленном на широкую ногу «энерговоровстве»), лихорадочно достраиваем никому не нужные ядерные блоки. Из наших шахтных пластов ежегодно улетает в небо два миллиарда куб. м метана (если считать даже по $40 за 1000 кубов, то улетает $ 80 миллионов/год — богатенькая страна Украина!). Весь пар, вырабатываемый всеми котлами ТЭС и АЭС Украины, весь газ из России — всe это имеет давление 12 атмосфер, однако к потребителям и пар, и газ приходит с давлением 1,5—2 атмосферы. Сбрасывания «лишнего» давления газа или пара у нас происходит на дросселях, т.е. фактически огромная энергия газа и пара высокого давления уходит «в никуда». Если на пути «12-атмосферного» газа или пара вместо дросселя поставить турбину с электрогенератором (так уже делает весь мир!) — мы будем получать «дармовую» электроэнергию, а после турбины пар как раз и будет иметь нужные 1,5— 2 атмосферы.
Куда в целом движемся мы — я проиллюстрирую данными сравнительного расчета выбросов парниковых газов (СО 2 ) «в духе» Киотского Протокола. Из данных таблицы (см. последний столбец) еще раз хорошо видно, что на единицу своего ВНП Украина сжигает просто чудовищное, ничем не объяснимое количество энергоносителей, разорительное для экономики, губительное для окружающей природной среды, угрожающее национальной безопасности страны.
Чудовищная энергоемкость всего нашего хозяйства тяжким бременем легла на плечи населения. Так, ныне в себестоимости большинства нашей продукции зарплата составляет менее 10% (в США — до 60%), зато стоимость потребленных энергоносителей (газа, угля, электроэнергии) — под 80%! То есть именно в структуре себестоимости продукции состоялось резкое перераспределение доходов от кошелька простых граждан в закрома полутеневых энергетических посредников. Вот это и есть та самая, наиболее опасная «подводная часть айсберга». Еe суть в том, что нынешняя наиболее влиятельная часть бизнес-политической элиты Украины «делает деньги» именно на этой вырождающейся экономике 50-х годов XX века и ни за что не позволит уйти от неe в сторону высоких технологий, альтернативных источников энергии и прочих достижений XXI века — ведь тогда придeтся уйти и этой элите.
И всe же у Украины есть только один путь: это путь жесткого энергосбережения, путь перехода на альтернативные, неисчерпаемые, экологически чистые источники энергии. Любой иной путь — это экономический, экологический и социальный тупик...
Реален ли этот путь для нашей страны? Несомненно! У нас для этого есть всe — ресурсы, собственные технологии, высочайший интеллектуальный потенциал нации.
При полном вовлечении в энергетику Украины имеющихся резервов энергосбережения, а также имеющихся источников вторичной и альтернативной энергии получается следующий годовой баланс (всего Украина потребляет ныне 180 млн. тонн условного топлива — у.т.):
— уменьшение энергопотерь в котлах и магистралях — 40 млн. тонн у.т.;
— биогаз, биоэтанол (утилизация биомассы) — 25 млн. тонн у.т.;
— ветроэнергетика — 10 млн. тонн у.т.;
— солнцеэнергетика — 5 млн. тонн у.т.;
— «угольный» и «свалочный» метан, коксогаз — 4 млн. тонн у.т.;
— геотермоэнергетика — 2 млн. тонн у.т.;
— когенерация — 5 млн. тонн у.т.
Всего «набегает» 90 миллионов тонн, т.е. половина годовой потребности Украины в топливе. Отсюда следует, что на 50% сократятся вредные выбросы в атмосферу, токсичные сбросы в реки и моря, наполовину уменьшится количество отвалов и загрязнение почв. Соответственно, в бюджете Украины сохранятся многие миллиарды гривен, которые шли на закупку энергоносителей.
Вот вам великая цель, к которой нужно стремиться!
Однако я выражаю надежду, что все эти виды энергии потребуются человечеству не потому, что мы сожжем в котлах и печах все запасы угля, нефти и газа, окончательно погубив природу, а потому, что мы, наконец, научимся жить, не транжиря бездумно энергию и не уничтожая природу.
В конце концов, каменный век закончился вовсе не потому, что на Земле закончились камни.
Выпуск газеты №:
№190, (2002)Section
Общество