Слобо рекомендует поставить на радикала На кого поставит Сербия?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020814/4146-3-2_0.jpg)
Избирательная кампания наложилась на сразу несколько проблемных моментов сербской политики. Во-первых, в понедельник безрезультатно завершилась очередная попытка «нарисовать» проект конституционного соглашения между Сербией и Черногорией. Теперь стороны заявляют, что будут искать помощи у Европейского Союза — поскольку соглашение о возникновении союзного государства Сербия и Черногория подписывалось в присутствии высокопоставленного представителя ЕС (Хавьера Соланы). Название «Югославия» еще встречается в белградской официальной лексике — пока не будет разработана и принята новая конституция. Единого государства де-факто не существует уже около четырех лет. И кто бы ни стал президентом Сербии, проблема выяснения отношений с Черногорией будет для него одной из самых сильных головных болей.
Во-вторых, период неопределенности переживает сербский политикум. Очевидно, сейчас уже можно утверждать, что Демократической оппозиции Сербии (ДОС), которая пришла к власти в результате событий во время президентских выборов в Югославии в 2000 г. и сразу после них, как объединенной и структуризированной политической силы больше не существует. Первый раскол произошел в конце июля, когда административный комитет Скупщины Сербии изъял мандаты у всех 45 депутатов от Демократической партии Сербии, которую возглавляет президент Югославии Войслав Коштуница. Несколькими днями раньше правление ДОС постановило исключить эту партию из состава коалиции. Коштуница тогда заявил, что после всего, что произошло, он не может иметь ничего общего с премьер-министром Сербии Зораном Джинджичем, одним из учредителей и лидеров ДОС, который и содействовал в свое время выдвижению его кандидатуры как компромиссной. Кризис в ДОС очевиден и с той точки зрения, что на выборы может выйти 5 — 6 кандидатов от партий, входящих в коалицию. Таким образом, демократический альянс, на который делал ставки Запад, не выдержал испытания властью.
Сам Коштуница еще не определился, будет ли он участвовать в выборах. Считается однако, что не просто будет участвовать, но и будет одним из главных претендентов. Тем более, что сейчас, в условиях неопределенности, его пост президента несуществующей Югославии стоит совсем немного. Его главным соперником считается вице-премьер сербского правительства Миролюб Лабус, известный экономист, сторонник либерального течения, выходец из знаменитой группы интеллектуалов «G17». Лабус, как вытекает из его интервью «Дню», выступает и за немедленные реформы, и за то, чтобы историю не пересматривать, но ориентироваться на завтра, что означает интеграцию его страны в европейское и евроатлантическое пространство и может иметь успех среди интеллектуалов, студентов, жителей столицы и больших городов.
Среди претендентов на пост президента — уже упомянутый лидер радикалов Войслав Шешель, который считается ультранационалистом, всегда поддерживал политику Милошевича и имеет своих сторонников, но вряд ли будет серьезным кандидатом даже с голосами сторонников Слобо, и патриарх сербского оппозиционного движения, умеренный националист Вук Драшкович, который два года назад ушел на периферию политической жизни и сейчас стремится к реваншу, которого вряд ли достигнет. Сербия после Милошевича в любом случае — яркий показатель того, что западные рецепты далеко не всегда срабатывают. Но и Сербия Милошевича уже ушла в прошлое.
Выпуск газеты №:
№146, (2002)Section
День Планеты