Гуманитарный подтекст большой политики
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020810/4144-3-2_0.jpg)
— Треть Большого договора между Украиной и Россией касается проблем защиты прав человека. Однако на эту гуманитарную сферу договора пока что, к сожалению, очень мало обращают внимание наши политики. Омбудсман России и омбудсман Украины еще в марте 1999 года заключили двухстороннее соглашение по защите прав соотечественников — украинцев в России и россиян в Украине. В пределах этого соглашения мы действуем. Вопрос отношений двух стран следует поднимать не только на макроуровне, но и на уровне гуманитарном. Проблем на практической ниве защиты прав человека возникает очень много. В частности, этот вопрос, связан с получением гражданства теми украинцами, которые длительное время жили на территории Российской Федерации. Также в офис украинского обмудсмана обращаются родственники задержанных в России наших граждан, которые поехали туда в поисках работы. К сожалению, большинство украинцев, находящихся на заработках в России, по существу являются нелегальными мигрантами. Стоит отметить, что стандарты, которые применяют в России к задержанным за абсолютно аналогичные правонарушения россиянам и украинцам, — разные. Ведь в России, к сожалению, еще требуется прописка, место постоянного жительства. Часто россиянину легче подтвердить, что он имеет прописку, и его вскоре отпускают. Наших же граждан российская милиция может удерживать очень долго.
Другая проблема — это происходящее на границе между нашими странами. Россия, как Беларусь и Молдова, является страной, в которую граждане Украины могут ездить с внутренним паспортом, однако вскоре для поездок потребуется заграничный, к существующим проблемам добавятся новые. Недавно представители офисов украинского и российского омбудсманов проверяли как выполняются права человека на украино- российской границе с одной и с другой стороны. Оказалось, что на границе между Харьковской и Белгородской областью есть 12 — 13 дополнительных контрольных пунктов, не предусмотренных нормативным законодательством, а только нормативным актами. Эти пункты требуют какие-то справки, какие-то деньги, и унижения людей на украино-российской границе до сих пор существуют.
Иногда проблемы, которые приходится решать, выходят за пределы мандата омбудсмана, ведь он рассматривает вопросы, которые касаются защиты прав человека в его конфликте со властью. А иногда приходится заниматься бытовыми конфликтами, сугубо семейными, скажем, вопросами алиментов. Ко мне обращается очень много женщин- матерей, мужья которых покинули Украину в поисках работы. Связь с ними потеряна, и женщины не могут получать деньги на своих детей. По различным причинам мужья не дают о себе знать, кое-кто уже создал новые семьи в Российской Федерации.
Через российского омбудсмана мне пришлось защищать права нашего украинца, который в свое время воевал в Афганистане, но статус воина-афганца не получил (потом он погиб). В наших архивах я ничего не могла найти, а благодаря своему российскому коллеге, благодаря двухстороннему соглашению удалось доказать, что этот мужчина был участником боевых действий, и поэтому его мать имеет право на пенсию. Кстати, в ближайшее время я жду своего российского коллегу Олега Миронова, он должен посетить Украину по моему приглашению, и я надеюсь, что этот визит даст определенный толчок в укреплении нашего сотрудничества в области защиты прав наших соотечественников как в России, так и в Украине.
Выпуск газеты №:
№144, (2002)Section
День Планеты