О джазе, футболе и профессионализме

Возможность проанализировать ситуацию, в которой находится украинский джаз, сравнить, как наш ручеек соотносится с мировым джазовыми потоком, появилась благодаря проведению весной-летом этого года трех больших джазовых акций: фестиваля «Єдність», Международного фестиваля памяти Владимира Симоненко и концерта в конце июня в рамках «Киевских летних музыкальных вечеров». До симоненковского «международность» киевских джазовых акций была условной: в них играли наши, плюс ближнее зарубежье. Однако истина, как известно, познается в сравнении: приехали «зубры», причем сразу и одновременно несколько — финны, австрийцы, французы. Это впечатлило. Публика пережила положительный стресс. Думаю, что его пережили и украинские джазмены. Стало очевидно, как играют они, и как — мы. Во время последнего концерта, в день окончания чемпионата по футболу, ведущий Алексей Коган несколько раз упомянул о свежести новости того дня — победе Бразилии. Если провести спортивную параллель, то наши джазовые успехи примерно соответствуют футбольным: пока преимущество не у нас. Причина та же — недостаточный уровень профессионализма, вытекающий из отсутствия собственной джазовой школы, находящейся в стадии становления, учебы.
Однако по порядку. Австрийский биг-бэнд Матиаса Рюга — один из лучших в Европе. Венцы показали программу на музыку Дюка Эллингтона — классический джаз, в котором общий оркестровый поток и выходы солистов сочетали высокое напряжение с ясной изысканностью венской классической школы. Безусловный мировой уровень. А что у нас? Есть оркестр такого же состава — джаз Киевского цирка под управлением Марка Резницкого. Слушая его во время представлений, радуешься, ощущая напор и ансамблевую чистоту. Однако он почти не выходит на концертную эстраду, предъявляющую более сложные требования, например, большей импровизационной виртуозности каждого оркестранта. Концертирующего биг-бэнда в Киеве нет. Есть детский «Little Band Academia», коллектив 9—15- летних ансамблистов-солистов, на глазах совершенствующий свое мастерство под руководством талантливого, терпеливого, трудолюбивого тандема — супругов Ирины и Виктора Басюков. Именно этот оркестр, состоящий из трех девочек и девяти мальчиков, выставляется от нас на самых ответственных международных мероприятиях, и дети соответствуют! Последний концерт показал, что дирижер учел майские «подсказки» гостей — оркестр играл живее, артистичнее, свободнее, ярче, а соло юных джазистов радовали самостоятельными успехами.
Остальные гости играют в современной манере. Это прохладный, с этничным оттенком дуэт из Финляндии (вокал — фортепиано) и французский квартет Сильвена Кассапа (саксофон — бас-кларнет, контрабас, труба, ударные), и Orchestre National de Jazz. Французы поразили особенно. Оба коллектива исполняют современную авторскую камерную музыку, в которой было немного джаза в том американском смысле, который нередко подразумевается в этом жанре. Это была европейская камерная музыка, исполненная высокопрофессиональными, академически образованными виртуозами, играющими как в коллективе, так и отлично солирующими.
Сложные, просчитанные, выученные конструкции французов поразили эмоциональностью и ощущением полной свободы — свободы, которую нам дает профессионализм. При этом они были скромными, открытыми в сценическом поведении и закулисном общении, приветливыми и доброжелательными без намека на звездность или снобизм.
Наши небольшие составы играют в основном tunes — популярные джазовые темы, открывающие путь к сердцу слушателя. В этом направлении работают многие, например, певица мирового уровня Наталья Гура, пианисты Тимур и Вячеслав Полянские, женский вокальный квинтет «Beauty Band», группа Натальи Лебедевой «Night Groove», Киев- Арт-ансамбль.
Есть работающие и в авторской музыке: Петр Пашков (фортепиано), группа «Схід- Side», дуэт «Макрос».
Вот наиболее яркие. Группа «Night Groove» играет только хиты, но в собственном непростом преломлении. Их вокалистка Юля Рома обладает хотя и не очень оригинальном по тембру, но сильным голосом и горячим темпераментом. Она спела пять известных латиноамериканских стандартов. В секстете молодцы все, временами энергия со сцены просто выпирала. Лидер — пианистка Наташа Лебедева — умна и виртуозна, альт-саксофонист Артем Менделенко играет хорошим звуком, выразительно и напористо импровизируя; в группе крепкая ритм-секция, все это вместе создает общий хороший профессиональный уровень.
Еще более сложным было выступление группы «Схід- side», играющей собственную авторскую музыку. В этом составе — одна из лучших украинских ритм-секций, а пианист Владимир Саранчин и лидер — тенор-саксофонист Дмитрий Александров — выше всяких похвал. Однако обеим группам не хватает одного — оригинальности, неповторимости, позволившей бы сравняться с уровнем французов.
Есть и этническое направление — блестящий гитарист Энвер Измайлов, играющий вместе со своим трио музыку крымских татар. Это не просто виртуозный музыкант, его можно назвать человеком-оркестром.
Очень перспективным видится дуэт «Макрос»: два совсем молодых пианиста — Максим Шаринков и Расин Рамазанов, сын участника крымского трио Наркета Рамазанова. У ребят отличная академическая подготовка, позволяющая им создавать и исполнять достаточно элитарную музыку, сочетающую татарскую национальную основу и современную композиторскую технику (сложные гармонии, развитые формы, многочисленные полифонические эпизоды, влияние Чика Кориа, элементы пуантилизма). Их отличает хорошая исполнительская техника, качественный фортепианный звук (туше) в соединении с использованием ударных свойств их инструмента. Все это придает их музыке изысканность и разнообразие. Публика, подуставшая после первой половины выступления от элитарных изысков, живо восприняла оставленные на закуску два стандарта и лезгинку. Дуэт находится в происходящем на наших глазах процессе поиска собственного стиля, но это поиск высокого уровня. Молодой дуэт стоит на верном пути — это путь поисков собственного лица, «сверхидей», открывающий дорогу на любой западный фестиваль. Украинскому джазу нужно не только «тянуться за ними», но и осознать себя, свои корни, научиться ценить то бесценное, что хранит национальная культура.
И много учиться — играть, сочинять музыку, слушать себя и других, анализировать, думать...
Выпуск газеты №:
№123, (2002)Section
Общество