Победой еще нужно суметь воспользоваться,
утверждает посол Филипп де СЮРЕМЕН
— Правомерно ли говорить, что Франция после выборов стала другой страной? К лучшему ли то, что президент сегодня обладает такими возможностями, как никогда ранее?
— Результатом выборов, которые произошли во Франции, стали глубокие изменения в политической системе. Президент сегодня обладает значительным большинством в Национальной Ассамблее, он обладает всеми необходимыми для полноценного управления рычагами, и сходные условия в государственном управлении были, пожалуй, только в XIX веке. Такие изменения французского внутреннего политического пейзажа могут только усилить внешние позиции моей страны. Можно сказать, что система, которая существовала до сих пор — система сосуществования была парализующей и не позволяла власти работать эффективно. Сосуществования больше нет, произошло необходимое совершенствование властной системы, произошло заметное упрощение политической системы.
Таким образом, правительство получило возможность осуществлять свою политику с надлежащей эффективностью. Оппозиция, представленная социалистической партией, получила возможность провести внутреннюю реструктуризацию и однажды проявить себя как современную альтернативу действующей власти. Партии экстремистского толка отодвинуты на задний план.
Большинство должно суметь правильно воспользоваться своей победой, и с точки зрения общественного мнения, на это большинство возлагается большая ответственность, ожидания населения от него значительны.
В итоге мы сегодня переживаем ситуацию, абсолютно отличную от существовавшей несколько месяцев назад.
Я также сказал бы о том, что сегодня мы ощущаем большую необходимость продолжать политику децентрализации. В этом отношении символическим было назначение премьер- министром Раффарена — это назначение воплощает собой тенденцию, заключающуюся в приближении среднего гражданина к политической жизни посредством регионализации. Такая эволюция приветствуется и правыми, и левыми силами, она свидетельствует о том, что старый французский централизм обречен постепенно уступать свои позиции.
— Насколько это руководство заинтересовано в поддержке европейских устремлений Украины, пока не получающих никакого ответа из Брюсселя?
— Никто сегодня не оспаривает того, что Украина — европейская страна. Еще генерал де Голль говорил о Европе от Атлантики до Урала. Для нас Украина находится в сердце Европы. Стремлением Франции и ее европейских партнеров является надежда, что Украина займет подобающее ей место в Европе, станет фактором стабильности и развития на континенте. Тот факт, что Украина сделала выбор в пользу европейской интеграции, является отрадным для всех. Речь идет о процессе, сложность которого для нас очевидна, и нужно сказать, что Украина сделала смелый выбор. Речь не идет о том, чтобы давать Украине уроки. Мы — французы, британцы, немцы — прошли через испытания, через которые сегодня проходит Украина. Мы понимаем сложность тех изменений, которые начала Украина. Эти преобразования отвечают интересам как Украины, так и ЕС. Но процесс не стоит торопить. Его результатом, как мы надеемся, может стать тот факт, что Украина сможет вобрать в себя то, что называется acquis communautaire, и приведение в соответствие со стандартами ЕС произойдет как можно скорее.
Известно, что Украина стремится к ассоциированному членству в ЕС. Для этого нужно приложить немало усилий, деклараций о желании этого недостаточно. Для примера — водолаз, который поднимается на поверхность, должен сначала пройти через кессонную камеру. Со стороны европейских партнеров нет какого отвержения, речь идет о необходимости применять правильную методику.
Украина занимает особое место в Европе, ее нельзя путать с Россией, которая — сама по себе особый случай. И когда речь идет о соседях расширенного ЕС, мы никоим образом не смешиваем особый случай, который представляет собой Украина, с Молдовой или Беларусью. Украина очень обширна, и уже поэтому она воспринимается как особый случай. Именно поэтому природа отношений между ЕС и Украиной должна представлять особый предмет для размышлений. Эти размышления должны проводиться вместе со странами-кандидатами на вступление в ЕС. Именно это содержалось в письме Президента Ширака Президенту Кучме.
В то же время в наших интересах, в интересах ЕС — то, чтобы Украина в конце концов была среди нас. Это отвечает интересам и украинского народа. Но это требует, прежде всего , реального осуществления реформ.
Большое значение, которое украинцы уделяют получению статуса страны с рыночной экономикой, является совершенно естественным — речь идет об одном из условий вступления во Всемирную торговую организацию. Украинцы удивлены, что Россия получает такой статус раньше — но речь не идет о какой-то политической преференции. Существует целый ряд технических и практических условий, которые объясняют это относительное опоздание. Россия раньше инициировала необходимые процедуры. Украина сможет воспользоваться таким же решением, во многом это будет зависеть от скорости, с которой будут осуществляться реформы. Я не считаю, что есть поводы для преувеличенного беспокойства.
— Идет ли сегодня речь об организации встречи между президентами Шираком и Кучмой?
— Франция сейчас переживает период реорганизации. Дайте нам, пожалуйста, немного времени. Единственное, что могу заметить — новый министр иностранных дел практически сразу после своего назначения принял министра Зленко. Мы ожидаем г- на Зленко с визитом в Париж к концу года для более обстоятельной беседы.
Я могу заверить, что во внешней политике Парижа не предусматривается никакого разрыва. И для этой политики будет характерен усиленный интерес к странам Центральной и Восточной Европы. Для нас Украина — страна больших возможностей и потенциалов для сотрудничества.
— Насколько Ваша страна, имеющая особое положение в НАТО, склонна поддерживать Украину в процессе евроатлантической интеграции?
— Занимая оригинальную позицию в НАТО, Франция в то же время в полной мере выполняет свою миссию. В первую очередь, Франция очень активно участвует в процессе трансформации НАТО. НАТО сейчас — это не НАТО эпохи де Голля. Мы стремимся избежать разрывов, которые могут пройти через территорию нашего континента, наоборот, мы заинтересованы в стабилизации и унификации. Необходимость трансформации НАТО является еще более очевидной после событий 11 сентября. Мы приветствуем волю, стремление Украины присоединиться к НАТО, и мы сделаем все, чтобы помочь ей в необходимых адаптациях к стандартам НАТО. Это подразумевает проведение глубоких изменений, и особенно — в военной сфере.
Уже сегодня мы констатируем интенсификацию сотрудничества между Украиной и НАТО. И это происходит в тот момент, когда НАТО все больше ориентируется на операции по поддержанию мира. Вклад, сделанный в это Украиной, впечатляет. Но здесь, как и в случае с ЕС, нужно приложить значительные усилия, что подразумевает и решимость.
Нужно сказать, что Украина для нас — это огромная лаборатория, и мы с очень большим вниманием следим за этой строительной площадкой, за созданием здесь современной демократической системы, за экономическими преобразованиями, которые несут значительный потенциал. Но как бы там ни было, речь идет о выборе, который надлежит сделать самим украинцам, и не нам диктовать методы.
— Можете ли Вы уточнить — Франция будет поддерживать полную интеграцию Украины в существующие сегодня в Европе интеграционные союзы или же есть какие-то пределы? Каким Вам представляется будущее ЕС и НАТО через 10 — 15 лет?
— Говоря о расширении Европейского Союза, можно вести речь только о географических пределах. Но этот процесс должен осуществляться эффективным способом. Закрытых дверей нет — но невозможно сделать за другого то, что должен сделать он сам. Самой Украине надлежит решить, каким образом она сможет интегрироваться в acquis communautaire и выйти на уровень, свойственный всей Европе. Этот процесс должен осуществляться прагматично и реалистично. Говоря о том, каким будет НАТО через 10 — 15 лет, я отмечу, что 10 лет назад невозможно было предсказать, чем является НАТО сегодня. Задачи, которые стоят перед НАТО, радикально изменились. Я думаю, что через 10 лет мы будем иметь дело с организацией, абсолютно отличной от той, которую ми видим сегодня, с перераспределением ролей, с учетом того, что ЕС имеет намерение обзавестись собственными силами быстрого реагирования. На сегодня все эти процессы идут гармонично, речь не идет о конкуренции. Результат уже налицо — в Македонии, Боснии и Герцеговине принимает на себя ответственность. Речь идет о процессе, и ЕС сегодня не является окончательно оформившимся механизмом.
— Может ли Украина претендовать на участие в создании этих европейских сил?
Этот вопрос нужно адресовать специалистам. Создание этого корпуса требует очень высокого уровня солидарности. Но не исключено, что и к Украине обратятся. Речь идет о процессе, не закрытом ни для кого из потенциальных участников. Проблемы имеют прежде всего технический характер.
— Каково отношение Вашей страны к совместному решению президентов Кучмы и Путина и канцлера Шредера относительно создания международного консорциума для транспортировки газа?
— Франция, как и весь ЕС, уделяет большое значение проблеме безопасности транспортировки газа, значительная часть поставок которого проходит из России через Украину. Понятно, что все решения относительно этого транзита вызывают пристальный интерес Франции. К сожалению, это все, что я могу сказать сегодня по этому вопросу.
— Какие возможности для сотрудничества Украины с Вашей страной остаются неиспользованными?
— В такой большой стране и перспективы значительны. Пример одной из таких возможностей — сельское хозяйство. Украина владеет очень значительным потенциалом, этот сектор развивается очень динамично, и я считаю, что нам надлежит очень многое сделать вместе. На меня очень большое впечатление произвело предприятие «President» в Николаевской области — это хороший пример сотрудничества.
— Почему практически не говорится о возможностях высокотехнологического сотрудничества?
— Даже в области сельского хозяйства мы выходим на проблему высоких технологий. Пример сельского хозяйства не имеет исключительного характера. Всем известно, что Украине присущ высокий уровень образования, высокое качество подготовки научной элиты. Эти связи сегодня хорошо развиваются. За научным сотрудничеством — будущее.
— Что для Вас было самым поразительным после назначения в Украину?
— Меня все поражает в Украине. Я не был здесь 20 лет, и это — совершенно другая страна. Я мог бы только пожелать, чтобы как можно больше моих соотечественников приезжало сюда.
— Что им мешает?
— Ничего в принципе не мешает. Но пропаганда вашей страны должна быть лучше. Стоило бы улучшить и качество гостиничного хозяйства. И тогда поток туристов значительно увеличится. Связи, которые развиваются в области культуры, только способствуют этому. Ситуация здесь выгодно отличается от того, что известно об Украине во Франции. И нам с обеих сторон предстоит поработать над улучшением этой информированности.
Выпуск газеты №:
№120, (2002)Section
День Планеты