Перейти к основному содержанию

Чем «болеет» медицина

Рассказывает глава комитета ВР по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Николай ПОЛИЩУК
09 июля, 00:00
Социальные комитеты традиционно относятся к категории тех, за которые не ведутся ожесточенные бои между фракциями и их членами. Возможно, это впоследствии и приводит к малой эффективности их работы. Однако новоизбранный глава комитета ВР по вопросам здравоохранения, материнства и детства Николай Полищук полон оптимизма. Он пришел на пост с «чемоданом» свежих идей и задумок, реализация которых, на его взгляд, сможет послужить заметному прогрессу в сфере здравоохранения. Николай Ефремович признался, что нынешний состав комитета считает более дееспособным, чем предыдущий, поскольку его составляют как чиновники со стажем, так и бизнесмены, и практикующие врачи. Сам глава комитета в свободное от парламентских баталий время оперирует в Институте нейрохирургии, работает в Киевской больнице скорой помощи, а иногда к его консультациям прибегает медперсонал «Октябрьской». Актуальные на сегодняшний день проблемы в сфере здравоохранения доктор медицинских наук, член-корреспондент АМНУ Николай Полищук согласился обсудить с «Днем».

— На сегодняшний день наиболее актуальная медицинская тема — решение Конституционного Суда. Ваш комментарий по этому поводу.

— Действительно, согласно Конституции, у каждого гражданина Украины есть право на бесплатную медицинскую помощь, которое ограничить нельзя. Поэтому решение является законным и стоило бы его придерживаться. С другой стороны, у нас любой закон только принимается, а не действует. Аптеки уже давно работают в рыночном режиме, при том, что медицинские учреждения — в государственном. Бюджетное финансирование идет на содержание медучреждений и выплату заработной платы. Поэтому главврачи начали требовать, чтобы население платило даже за госпитализацию. Нормы на это никто не устанавливал, и потому они требуют столько, сколько им заблагорассудится. Пациенту приходится платить не только за лечение, а и за койку, хотя ее государство уже давно оплатило. Из- за этого решение Конституционного Суда действительно было необходимым.

В то же время мы должны сейчас искать какие-то альтернативные подходы. Нужно определить: какие медицинские услуги могут предоставляться бесплатно, а за какие все равно придется платить. На сегодняшний день в нашей отрасли ситуация очень тяжелая. За последние 10 лет население уменьшилось на 4 миллиона, уровень рождаемости составляет 1,1 ребенка на женщину (для того, чтобы население восстанавливалось необходимо хотя бы 2,2), смертность увеличилась на 30%. В то же время, по данным Счетной палаты, в 2001 году были установлены факты незаконного использования бюджетных средств в сфере медицины в сумме почти 17,5 миллиона гривен. Неэффективного — 18 миллионов 955 тысяч, нецелевого — 623,9 тыс. Вместе это составляет 54,4% бюджетных ассигнований за 2000 и 2001 годы. При этом следует отметить, что на такие отрасли, как онкология было выделено 13,5% средств из 100% запланированных. Есть и другие примеры. Мы все прекрасно знаем, какие проблемы возникают в сельской местности с медицинским автотранспортом. 33 закупленных автомобиля УАЗ уже около года стоят без дела — их просто не могут распределить (это 749,9 тыс. грн.). Кроме этого, существенным фактором является то, что при проведении тендеров не учитываются условия защиты отечественного производителя и имеет место закупка оборудования при наличии украинских аналогов. Конечно же, это кому- то выгодно. Например, отечественный томограф, который хотя и уступает импортному, но вполне пригоден для диагностики, стоит 300 тысяч гривен, а иностранный — до миллиона долларов. Не последнюю роль играет и наличие децентрализации в медицинской отрасли. Кроме Министерства здравоохранения, есть различные ведомственные службы при Минобороны, МВД, «Укрзалiзницi». Дорогое оборудование закупается каждой из них отдельно и не всегда используется адекватно. На сегодня в Киеве работает около 15-и магниторезонансных томографов, тогда как на весь Лондон их 8. То есть очевидно, что причина «болезни» медицины не только финансовая.

— Но как же объяснить статистические показатели, которые периодически выдает Минздрав, ведь они достаточно оптимистичны?

— Если бы показатели действительно улучшались, не вымирало бы столько людей. Конечно, если их сравнивать с 1994 — 1995 годами, то прогресс очевиден. Но лучше становится не от того, что здравоохранение улучшилось, а от того, что люди стали иначе жить.

— Каким же образом и как скоро можно разработать механизмы финансового контроля?

— Они разработаются тогда, когда изменится система финансирования здравоохранения. Это произойдет с принятием Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании». Он, правда, повлечет за собой целый ряд других документов, например, закон о добровольном медицинском страховании. Придется пересмотреть и закон о налогах. В противном случае обязательное медицинское страхование станет дополнительным налоговым прессом и снизит заработную плату работающих. До этого нужно будет определить гарантированный (жизнеобеспечивающий) уровень медицинской помощи — это уже функция Министерства здравоохранения. К тому же, должно быть определено, что финансирование из накопительного фонда должно идти подушно, а не по принципу: «если в больнице больше коек, то она должна получать больше средств». Пересмотреть нужно и первичное звено медицинской помощи. На Западе стационарно лечятся 15 — 20% больных, в то время как у нас — 50 — 60%. Ясно, что это не вопрос одного дня. Сейчас секретариат комитета вместе со специалистами по страхованию работает над совершенствованием этого законопроекта. Но ведь даже принятый закон будет корректироваться в течение нескольких лет, и не потому, что его примут с недостатками, а потому, что в данном случае должна измениться как экономическая ситуация в стране, так и психология медицинских работников и пациентов. Врачи будут думать, что принятие закона обеспечит им хорошие заработки, а больные — что медпомощь будет бесплатной и качественной. Так должно быть, к этому необходимо прийти. При действии закона также должны быть определенные параметры: где и в каком объеме помощь будет бесплатной, а где — нет, или не совсем бесплатная.

— В последнее время очень много стали говорить о коррупции среди врачей, о противоправных действиях с их стороны. Как вы считаете, врачи изменились или просто раньше это замалчивалось?

— Да, 10 — 15 лет назад этого почти не было. Но ведь и общество сейчас изменилось. Украина стала на путь рыночных отношений, и люди поняли, что везде нужно платить. Медработники — одна из самих низкооплачиваемых категорий. Врач получает 150 — 170 гривен при прожиточном минимуме 340 — 360. Конечно же, ему нужно искать способы выживания. Часто бывает, что сам больной дарит подарки врачу, и это не является коррупцией. Иногда для пациента это является важнее, чем для врача. Другое дело, когда врач аргументирует свое поведение тем, что у него маленькая зарплата, а та или иная операция за границей стоит несколько тысяч долларов. Или ставит больного в положение, когда тот вынужден платить. Это, несомненно, одна из причин решения Конституционного Суда. Кроме того, главные врачи заранее определили стоимость койко-дня. Но возникли такие явления в нашем обществе из-за отсутствия в Украине адекватной оценки работы медперсонала.

— Возможно, это может предотвратить семейная медицина?

— Как медик, я так не считаю. Семейный врач должен быть всесторонне подготовленным, поскольку считается, что он будет лечить 80 — 90% болезней. Но для того, чтобы он хотел выполнять свою работу качественно, семейный врач должен быть заинтересован в ее результатах. Неужели это будет, если он будет сидеть на ставке в 160 гривен? К тому же, от него будет зависеть и работа смежных с ним специалистов. Наши врачи не соответствуют тем стандартам предоставления помощи, которые требуются на сегодняшний день. Все возложить на семейную медицину просто невозможно. Зачем же тогда в городах узкие специалисты, если семейный врач будет лечить и онкологических, и гинекологических, и кардиологических, и пульмонологических больных. Мне кажется, что намного лучше, если вовремя направить больного к узкому специалисту. А вот в селах и небольших районных центрах семейный врач действительно будет решать многое.

В Украине сейчас есть более актуальные вопросы: необходимо, чтобы больной мог сам выбирать себе врача и была внедрена подушная оплата за качественное лечение и количество пролеченных больных. Тогда в медицине не останется непрофессионалов — они просто отсеются сами собой. Вообще-то и подготовка кадров — очень важный вопрос. У нас врачей сейчас готовят в 4 — 5 раз больше, чем требуется. Это связано с тем, что кроме государственного заказа набирают очень большое количество контрактников. После окончания обучения необходимо проводить очень серьезный экзамен, и сдать его должны только те, кто подготовлен лучше всего. А для последипломной подготовки специалистов узкого профиля (хирургия, нейрохирургия, кардиология и тому подобное) набирать столько, сколько необходимо по госзаказу. И тоже через вступительный экзамен. Если с первого раза сдало более 60% — экзамен слабый, если меньше 40% — нормальный. Это жестко, но таким образом среди врачей будут профессионалы, а не «знакомые знакомых».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать