Другая реальность
Точка зрения решает очень многое. Если бы у нас была возможность посмотреть на мир глазами другого человека, это было бы самым большим приключением в жизни. Через окно в действительность — телевизор — мы смотрим глазами операторов. Западные гендерные организации в связи с этим даже поднимали вопрос, что подавляющее большинство операторов — мужчины. И, таким образом, телевидение — это мужской взгляд на события (уважаемые телезрительницы, будьте бдительны). На самом деле палитра впечатлений намного шире. Можно воспринимать события быстротекущей жизни с помощью новостей, можно — посредством документальных или художественных фильмов. А можно поставить статичную камеру и снимать людей, как муравьев в муравейнике. Зрелище завораживающее. Первые дня три. Что-то такое было на заре перестройки на региональных каналах, когда показывали зрителям улицу и их самих. Теперь этот способ эксплуатирует проект «За стеклом-3» (Новый канал). Психологи считают, что это антишоу привлекает людей (преимущественно молодых) с трудностями общения. Но, к счастью, большинству населения психотерапия не нужна.
Итак, почти все любят смотреть новости — выжимку событий дня. Особенно ценится объективный отбор событий. Это подтверждает и наш сегодняшний опрос. Прошедшая неделя ясно высветила новую «народную» тенденцию. Топ- новостью теперь считается не выступление Президента, не международные договора и даже не очередное распределение сил в ВР. Бал правит Криминал. Тюрьмы забиты людьми по статьям бытовых преступлениий. Теперь и мы будем знать больше об этой категории населения. И ТСН («1+1»), и «Подробности» Интера, и, само собой, «Факты» (ICTV) первым сюжетом поставили семейную драму в Запорожье. Ревнивый муж спалил себя и шестилетнюю дочку. Казалось, что отечественные СМИ взяли у западных позитивные наработки. Но иногда новости понимают принцип популярности слишком буквально.
Однако наше телевидение чаще сравнивают с российским. Возможно, потому, что СМИ соседних стран приходится обсуждать похожие проблемы и схожие мероприятия. Посмотрим, как выглядит в изложении ОРТ пресс-конференция В. Путина. Прежде всего, надо порадоваться за президента России, которого не страшит прямая трансляция. Украине было посвящено два вопроса, и он первый, кто объяснил, почему отношения двух стран именно на этом этапе становятся стратегическими. При вступлении в ВТО (не путать со Всероссийским театральным обществом) надо выступать единым фронтом. Что ответят украинские политики? Поразительна смелость вопросов журналистов. Владимир Владимирович «взял» и «провокацию» английского журнала «Экономист» о том, почему его решения находятся в противоречии с остальным российским истеблишментом. И совместное наступление ТВС и НТВ по поводу отсутствия преемственности с Ельциным. Каким-то загадочным образом из 700 журналистов пресс-секретарь выбрал задающих вопросы по всему спектру проблем. Было дано слово и регионам, и иностранным СМИ.
Украинские новости «отделались» цитатами этой пресс- конференции, не заостряя внимания на аргументации главы соседней державы. И упустили возможность сравнить позиции стран по поводу вступления в ЕврАзЭС и ВТО. Неужели наших новостийников «убаюкали» рассуждения Путина о доминанте взаимовыгодной позиции? Ведь современные новости отличает прежде всего аналитика «с колес».
Другой формат действительности транслирует документальный фильм. Первая серия фильма В.Олендера «Пассажиры из прошлого века» («1+1») меня покорила. История Думской площади (ныне Незалежности), Киева и Украины устами мудрого старика И. Гольдштейна. Подкупил режиссерский ход. В фокусе были не только хроникальные кадры, но и грустное бытие одинокого старика. Исаак Гольдштейн рассказывает, как он расширял словарный запас благодаря владельцу чуть не наехавшего на него «мерседеса». Смотрит телевизор, гуляет по улицам. И с трогательной самоиронией констатирует, что своей фамилии не соответствует — ни золота, ни камней драгоценных не нажил. Но во втором фильме Олендера уже нет места философской мудрости. Хотя фильм датирован 2001 годом, судя по кадрам, снимался раньше, в первые многотрудные годы украинской независимости. Герой фильма, а вместе с ним, видимо, и автор почем зря клеймят нерадивых политиков: «Куда делись интеллигентность, эмоциональность, аристократизм, которые они демонстрировали на митингах». Все это так, путь Украины не оптимален. Но разве могло быть иначе после более чем трехсотлетнего отсутствия государственности и методичного «выкашивания» элиты. Даже сейчас, через десять лет после событий, показанных в фильме, понимаешь, что некоторые ошибки были предопределены. И так талантливо начинавшийся фильм идет на поводу эмоций и, как следствие, грешит передергиванием событий.
Особенно сокрушались участники фильма по поводу судьбы украинского кинематографа. Рано радоваться, но можно констатировать, что процесс пошел. По крайней мере, в производстве сериалов. Отдельный жанр — передачи о кино. Необычный ракурс предложил бывшая топ-модель и нынешний Мистер погода А. Дивеев- Церковный. «КиноКАННикулы» (Интер) предлагают прогуляться по набережной Круазетт. Оказывается, на всем протяжении главной улицы Канн разместили 55 будок современного дизайна с прожекторами. Из будок транслировали специально отобранные киномелодии, а прожекторами каждый вечер устраивали красивое лазерное шоу. Дивеев-Церковный не делал вид, что его интересует кино, а сосредоточился на светских подробностях. Получилось живенько.
А теперь к свежим киноподходам «плюсов». В анонсе исторического боевика «Гладиатрикс» бархатный баритон обещал, что «вы будете сами себе завидовать, что смотрите этот фильм». Мужская часть аудитории навострила уши и стала предвкушать воскресный вечер. Но, судя по всему, автор рекламного ролика, как говорит молодежь, «прикалывался». Фильм оказался дешевой подделкой. По количеству классификационных звездочек и уровню его можно приравнять разве что к гостинице с клопами, в которых останавливался в Париже коллега К. Рылев в своих «Путевых заметках». Уже не говоря об эротических и жестоких сценах, которые по украинскому законодательству до 23.00 показывать не положено. Озвучивает фильм переводчик с характерным прононсом, которого мы хорошо помним по переводным фильмам, появившимся после перестройки. После небольшого журналистского расследования выяснилось, что фильм-то российского производства, режиссер Т. Бекмамбетов. Шоколад «Корона», от лица которого О. Сумская предлагала перед сеансом выиграть путешествия на тропические острова, явно прогадал. Вместе со зрителями.
Тот же «1+1» показывал и «Малену» (США — Италия, 2001, режиссер Дж.Торнаторе). Сюжет не расскажет о прелести картины. Неземная красавица противопоставляла себя провинциальному итальянскому городку и была сломлена людьми и обстоятельствами. Ее история видится глазами подростка Роберто, привязанного к героине первой страстью. Фильм силен реализмом, так и ощущаешь душную атмосферу южного городишки с подлыми страстями. Только растоптав и превратив Малену в себе подобную, обыватели успокаиваются. Финал не для оптимистов. Но, возможно, пострадав вместе с безответной Меленой, станем добрее друг к другу. Еще один пример теледействительности, и она реальней любых новостей и документалистики.
Считается, что людям трудно уловить смысл собственной жизни. И они с удовольствием смотрят кино, потому что за сеанс там проходит чья-то судьба. Есть начало, конец и понятный смысл. Телеящик просто кишит такими историями. Присоединяйтесь!