Перейти к основному содержанию

Сказочки для взрослых,

или Четыре вечера с «Русским балетом»
14 июня, 00:00

НАШЕСТВИЕ КЛОНОВ

Гордеева можно назвать пионером антрепризного балетного движения в бывшем Советском Союзе. Еще на пике своей танцевальной карьеры, будучи солистом БТ, он организовал группы артистов «Звезды России», в которые входили примы и премьеры, лауреаты хореографических конкурсов из разных театров, и такими подвижными бригадами они объездили с концертами многие страны мира. Что же касается «Русского балета», то Вячеслав Михайлович взял небольшой коллектив «Классический балет» Московской областной филармонии и реорганизовал его в театр.

— В основе «Русского балета» лежала «венская схема»: хороший кордебалет и приглашенные «звезды», — рассказал В. Гордеев. — Затем, по мере того, как росли собственные солисты, расширялась репертуарная афиша, наша труппа стала называться театром. Я считаю, что только классический репертуар позволяет артистам расти в профессиональном плане. Наш коллектив сохраняет шедевры. Мы не должны перепевать чьи-то песни, а петь свою. Наша песня — русский классический балет! В репертуаре театра — «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Коппелия» в хореографии Горского, Петипа, Фокина. Но время идет, ныне — другие ритмы, поэтому я сделал новые редакции, и старые спектакли стали более динамичными. (Сокращая балетные шедевры предшественников, Гордеев-хореограф почему-то не замечает собственных длиннот, например, в «Золушке». — Т. П. ). Притягательная сила русских классических балетов — сказка на сцене, красивая музыка, костюмы. В финале, как правило, зло наказывается, торжествует любовь. И пусть старые балеты несколько наивны, но в них заложена доброта. Именно поэтому классика востребована публикой во всем мире. Для нашего театра приоритетными являются классические постановки, но это не значит, что современная хореография совершенно отсутствует в афише. Не в узком смысле «модерн», а в широком — балеты для коллектива ставятся современными постановщиками. На нашей сцене можно увидеть работы Чернышова, Эйфмана, Лавровского, Григоровича, Елизарова, Захарова, то есть все лучшее, что, на наш взгляд, есть сегодня в балете.

Мы много гастролируем, но имеем и стационарную базу в Доме искусств, деля сцену с Московским областным драматическим театром им. Островского. Мне очень приятно, что губернатор Борис Громов, взявший «Русский балет» под свою опеку, действительно интересуется, как живет коллектив, помогает решать различные проблемы. Он спонсировал мою последнюю постановку — прокофьевскую «Золушку».

В настоящее время, по словам Вячеслава Михайловича, он очень обеспокоен странным явлением — коллективами- клонами, которые, прикрываясь известными марками, тиражируют плохой вкус. Например, существует некая труппа под идентичным с ними названием «Русский балет» (Москва), но не имеющая ничего общего с его театром. «Дублеры» разъезжают по городам и весям, доверчивые зрители идут на выступления. Поэтому, чтобы защититься от подделок, в афишах «Русского балета» обязательно пишут — театр под руководством Вячеслава Гордеева.

— Только в Европе мы выступали 14 раз, — подчеркивает артист. — К сожалению, с последствиями воровства мне приходилось сталкиваться на гастролях. Благо, что меня хорошо знают зарубежные продюсеры и вовремя предупреждают о «двойниках». Наши спектакли неоднократно получали международные награды. Например, Ассоциация западноевропейских импресарио вручила «Русскому балету» золотой билет за сто тысяч посетителей, которые побывали на наших спектаклях. У нас есть опыт выступлений на огромных площадках. В период становления коллектива немецкие коллеги зарезервировали спортивные залы от 4 до 8 тысяч мест. Это был сложный экзамен, но мы справились. Естественно, пришлось использовать экраны, на которые проецировались лица и стопы танцовщиков. В середине 90-х коллектив получил титул «Лучшего театра Европы». В прошлом году после зарубежного турне нашу программу назвали «Самым грандиозным шоу сезона».

О своем коллективе Гордеев говорит с восторгом, считая танцовщиков своими учениками и последователями. Совершенно не смущается, что нынешняя команда лишь бледная копия самого Вячеслава Михайловича в период его расцвета. По большому счету, зрители идут на «Русский балет», завороженные гордеевским именем, его былой славой, а все громкие регалии его нынешнего коллектива — только грамотный пиар. В этом деле Гордеев действительно мастер, и его напору, умению убеждать следует поучиться многим менеджерам, занимающимися организацией гастролей.

В ПОИСКАХ «ЗОЛОТЫХ МАЛЬЧИКОВ»

У Вячеслава Гордеева фантастическая работоспособность. Он является представителем фонда им. Рудольфа Нуреева, отбирая участников для балетного конкурса, который проходит в Лозанне.

— Ищу юных танцовщиков от 15 до 18 лет, учащихся хореографических училищ, не имеющих опыта работы в театре. Мне доверено выявить талант на ранней стадии, помочь его раскрыть. Конкурс в Лозанне считается одним из самых престижных в балете. Соревнуются только солисты. Каждый танцовщик исполняет вариацию из классического репертуара, затем — современную хореографию, заявленную в программе. Есть обязательная программа из трех-четырех номеров, записанная на видео, а конкурсант выбирает те, которые ему ближе по манере исполнения. Но он должен станцевать максимально приближенно к оригиналу. Поверьте, это довольно сложное задание. Для победителей, кроме денежного вознаграждения, предоставляется уникальная возможность стажировки в ведущих балетных труппах Европы с последующим заключением контракта на несколько постановок.

Как считает Вячеслав Михайлович, «вовремя распознать талант — половина успеха в дальнейшей карьере артиста. Ведь век танцовщиков недолог, надо торопиться». К самому Гордееву слава пришла рано, когда он был еще воспитанником Московского хореографического училища, но голову парню не вскружила. Вячеслав Михайлович, смеясь, признался, что он — несостоявшийся военный. В 12 лет стал перед выбором: учеба в Суворовском или хореографическом училище. Балетом «заболел» раз и навсегда, когда увидел по телевизору «Ромео и Джульетту» (в главных партиях Константин Сергеев и Галина Уланова). Именно этот фильм-балет стал той путеводной звездой, по которой Вячеслав сверял свой творческий путь. Он считал, что если делать что-то, то обязательно лучше всех. Например, его блистательное па-де-де из балета «Пламя Парижа», исполненное еще в студенческие годы, уже считается хрестоматийным. По тем записям учатся его ученики. Именно с этого номера начался триумф «золотого мальчика» в балете. Его имя два десятилетия было неразрывно связано с Большим театром. Ведь именно во времена выступлений Плисецкой, Лиепы, Васильева, Лавровского, Бессмертновой, Павловой, Максимовой и Гордеева родились знаменитые строки, что «в области балета мы впереди планеты всей», и это было не красивыми словами, а действительностью. Славянская хореографическая школа стала законодательницей моды в мире.

— Рухнул «железный занавес», и масса артистов стала выступать за границей. Балетные школы, в которых трудятся прекрасные педагоги, разрослись по всему миру. Но, я считаю, что в классическом танце продолжают быть на передовых позициях Россия и страны СНГ, а в современном балете — Франция и Германия.

Я 20 лет проработал в Большом и, как народный артист, мог пожизненно почивать на лаврах, но в расцвете творческих возможностей из-за несовпадения взглядов с художественным руководителем балета Юрием Григоровичем я ушел из театра. В ту пору у меня уже был свой коллектив «Русский балет», и я не захотел находиться под прессом амбиций. Когда началась реорганизация, Григорович ушел, и БТ возглавил Владимир Васильев, меня пригласили возглавить балетную труппу. Мы начинали с ним вместе, разработали определенные программы, но власть людей портит, и я написал заявление об уходе. Свои мечты теперь реализую в «Русском балете». В настоящий момент для меня Большой театр — перевернутая страница биографии.

Сегодня, к сожалению, «звезд» создают деньги, умелая раскрутка. Находятся инвесторы, которые вкладывают средства в определенных артистов, и даже довольно посредственные танцовщики чуть ли не в одночасье нарекаются мега- и суперстар.

ПАВЛОВА — ГОРДЕЕВ: СКАНДАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ

О замечательном дуэте Вячеслава Гордеева с экс-супругой Надеждой Павловой написаны тома восторженных рецензий. Их совместный дебют состоялся в 1973 г. на II Международном конкурсе артистов балета. Павлова получила Гран-при, а Гордеев — I место и «золотую медаль». Их пару называли легендарной, и по популярности она не уступала таким прославленным дуэтам, как Фонтейн — Нуреев, Максимова — Васильев. Творческий союз Павлова — Гордеев постепенно перерос в семейный, а потом все распалось... Хотя вычеркнуть эту главу из биографии артистов невозможно. У каждого из танцовщиков собственный взгляд на их брак. Они прожили вместе десять лет, но, по словам Павловой, «семьи в привычном понимании этого слова никогда не было». На людях все было замечательно: красивые, знаменитые, всегда улыбающиеся — идеальная пара. Вячеслав был старше Надежды на 10 лет. По характеру он — человек коммуникабельный, с организационной жилкой (эти черты всегда помогали и ныне помогают решать самые разные вопросы), взял на себя роль главы дуэта, затем — семьи. Он знал закулисные нравы и умел постоять не только за себя, но и за Надежду. Супруги жили в шикарной квартире с танцклассом для репетиций. Гордеев с Павловой без устали занимались творчеством. Их обожала публика, поэтому дуэт сразу вводили в новые партии всех балетов репертуара Большого театра. Предложений выступать за рубежом было так много, что в один из дней, по признанию Надежды, она вдруг «почувствовала себя танцевальной машиной». Друзья дома без устали восхваляли Вячеслава, а Павлову считали лишь «довеском», что, конечно же, не соответствовало действительности. Они оба — яркие и самодостаточные личности. Постепенно каждый из артистов стал отдаляться друг от друга. К разрыву привела и серьезная травма ноги у Надежды, затем — ее длительная депрессия. Их развод был громким, много нелицеприятного было высказано в адрес каждого из бывших супругов. Как утверждает Вячеслав Михайлович, серию компромата на него «запустил нынешний муж Павловой — обыкновенный массажист, который называет себя психоаналитиком». В этих словах артиста тоже желчь. Ведь Константин Михайлович Павлов не массажист, а доктор медицинских наук, профессор, и его заслуга в том, что не только вернул на профессиональную сцену Надежду, но и помог ей поверить в себя, почувствовать себя любимой и желанной...

И вот, после серии разоблачений, танцовщики снова вместе. Впрочем, чего только не сделаешь ради искусства? Два года назад звездная пара Гордеев — Павлова соединилась. Правда, только на время концерта, который проходил в Кремлевском дворце. Приглашение выступить вместе на своем юбилейном вечере исходило от Вячеслава Михайловича.

— Мы исполнили фрагменты из балетов «Легенда о любви», «Спартак». Много теплых слов было сказано в Надин адрес, и поэтому мне странно слышать упреки, без которых не обходится ни одно ее нынешнее интервью. Пока мы жили вместе, она рассказывала только хорошее, а сейчас — вспоминает только о плохом. Мне ее искренне жаль: карьера балерины фактически завершена. Я Надежду всю ее жизнь опекал. Даже когда мы уже были в разводе, помог, чтобы ее не уволили из Большого театра, а вместо слов благодарности — очередной ушат грязи.

Сегодня у Гордеева все прекрасно и в творчестве, и на личном фронте. Руководит театром, ставит спектакли. Это уже другой вопрос — насколько он самобытный и оригинальный хореограф. Много гастролирует. Преподает в ГИТИСе. Является членом редколлегии журнала «Балет», который создан при инициативе Гордеева. Кстати, кроме хореографического образования, Вячеслав Михайлович имеет диплом журналиста, окончил МГУ. У него новая семья. Его супруга Майя, по профессии — пианистка, родила двух очаровательных детей.

— Дочь Люба танцует с трех лет, окончила два класса хореографического училища. У нее абсолютная координация в пластике, и я думал, что она пойдет по моим стопам, но Любаша вдруг остыла к балету. Ее нынче больше привлекает музыка, видимо, гены мамы взяли верх. Сыну Диме — шесть лет. По-моему, он тоже станет музыкантом. У него феноменальный слух. Еще крохой двух с половиной лет уже различал голоса трех теноров: Каррераса, Паваротти и Доминго. Он обожает дирижировать. Как знать, может к тому времени, когда Дима подрастет, наш театр сможет себе позволить иметь собственный оркестр, и танцоры «Русского балета» будут выступать не под фонограмму, а под симфонический аккомпанемент, а Дима станет за дирижерский пульт.

УКРАИНСКИЙ СЛЕД

— Хотя «Русский балет» впервые гастролирует в Киеве, с украинской хореографической школой я знаком, — рассказал Вячеслав Гордеев. — Ее отличает хорошая техника. С вашими «звездами», Татьяной Таякиной и Владимиром Ковтуном, мы познакомились в Москве, когда были участниками балетного конкурса. Ребята выступили прекрасно. С тех пор стараемся не упускать друг друга из вида. Неоднократно участвовали в совместных концертах. Знаю, что, завершив карьеру танцовщиков, Татьяна и Владимир не расстались с балетом. Ковтун стал хореографом, а Таякина — директором Киевского хореографического училища. У них много талантливых учеников. С «донецким бриллиантом» Вадимом Писаревым у меня тоже сложились прекрасные отношения. Он неоднократно — вместе со своей супругой Инной Дорофеевой — выступал в наших постановках. Буквально месяц назад, в Лондоне, наш театр выступал в концертной программе, в которой принимал участие Денис Матвиенко. Это чудесный танцор, и я надеюсь на наше дальнейшее плодотворное сотрудничество с ним.

В ближайших планах В. Гордеева — постановка романтического балета «Сильфида» Х. Левенсхольда. Вячеслав Михайлович пообещал, что обязательно покажет ее в нашей столице. Прощаясь, он посетовал, что фактически не успел увидеть Киев, и высказал надежду, что в следующий приезд обязательно наверстает упущенное.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать