Перейти к основному содержанию

Все на продажу

17 мая, 00:00

Злые языки говорят, что парад премьер на телеканалах в апреле-мае связан с прошедшими выборами. Финансовой пуповиной. Хотя 95% СМИ в нашей стране принадлежат политическим организациям, телевидение знает тысячу и один сравнительно честных способов добывания денег на новые проекты и без политики. Льются реки бутафорского пива, «сумасшедшего» сока, минеральных вод. Искушают накладными ногтями для девочек или аксессуарами для посудомоечных машин. Но рекламе мало рекламных пауз. Некоторые передачи рождаются, живут и скоропостижно исчезают из эфира по мановению их рекламодателя и рекламородителя. Такая квазижурналистика, к сожалению, стала тенденцией на украинском телевидении. Тольк о не надо путать хорошую передачу, притянувшую обильную рекламу с проектом, наскоро созданным под рекламного спонсора.

Всегда недоумевала, что львиная часть упреков в заангажированности, да что там, в продажности достается журналистам из общественно-политических СМИ. Обвинители стараются не замечать, что во всем мире неразвлекательная пресса убыточна. И так или иначе ориентируется на определенные политические силы. В лучшем случае вместе с какой-то серьезной газетой издается бильд-таблоид для широких масс. На телевидении канал прибегает к аналогичным способам. Наряду с действительно достойными (и затратными) материалами в эфир идет телепродукция с чисто рекламными задачами.

Не стал исключением и канал «1+1» с развлекательной передачей «Служба недоверия» . «Утренняя почта» периода дикого капитализма. Текст ведущих представляет собой подводку к прославлению домашних кинотеатров и суррогатного масла. Украшением программы можно считать жизнерадостного комика-пародиста. Но репризы подгуляли, как и его лирический герой — веселый водопроводчик (хотя в титрах указаны известные юмористы Таксюр и Володарский). Следующий сегмент передачи просто провальный — интервью с разбитной мальчиковой группой. Но тут рука не поднимается бросить в ведущих камень. Телеинтевью такого рода почти всегда непринужденно банальны. Впрочем, в программе на эту неделю передачи уже нет. Наверное, спонсоры решили, что их маргарин выглядит в таком натюрморте недостаточно аппетитно.

Другой проект, выросший на рекламных удобрениях, более оригинален. «Галопом по европам» (ICTV) предлагает прохожим беспроигрышную лотерею за деньги турфирм. Отдых за границей при наличии загранпаспорта, если успеешь собраться за два часа. Приятно, что особого ажиотажа эта дармовщинка не вызывает. Тем более, что за «бесплатный сыр» потенциальный турист должен готовиться в дорогу под «дулом» телекамеры и потом жить в номере ( с одной кроватью) вместе с незнакомым спутником противоположного пола. Причем спонсоры не спешат расставаться с дарами. Чек на дополнительный подарок нужно выиграть почти «наперсточным» методом — в одной из трех коробочек. И в половине случаев счастливцы не успевают к самолету. Порой заметно, как ведущий специально тянет время. А потом высаживает неудачников на обочину бориспольской трассы с чемоданами — «Извините, ребята, повезет в другой раз». Вот где поле деятельности для любителей побороться за профессиональную принципиальность и журналистскую этику.

Иногда передача превращается в «рекламную» ( т.е. практически все сюжеты работают на заказчика) под давлением обстоятельств. Такая история произошла с «Телевизионным центром моды» (ICTV) после смены канала. Теперь в Париж г-жа Андриевская ездит за деньги владельцев бутиков, магазинов эксклюзивной парфюмерии и мебели. Вначале радуешься такому расширению кругозора. Действительно, в передаче об одежде свежо смотрелись сюжеты о дизайне в других модных сферах. Однако постепенно «Центр моды» оказался перегружен информацией о немецких кухнях, всевозможных духах и просто акциях дорогих магазинов. Но главное, вместо популярного рассказа о тенденциях моды — специфическая информация кулуарных тусовок. Думаю, действительно профессиональной журналистской команде «ТЦМ» стоит встряхнуться и вспомнить о реальном телезрителе.

Никогда об этом не забывает журналистский авангард — создатели новостей и аналитических программ. В. Пиховшек («Эпицентр», «1+1») так и сказал: «Когда большинство страны в известной позе на огородах, им не до политического радикализма». Перемены в стране вступили в заметную взгляду фазу, и грех не прокомментировать как будут делить посты — поровну или по справедливости. Найдут хозяев портфели министров, спикера, глав комитетов, руководителя администрации... Не обходится без перегибов. Так, три канала дали идентичный синхрон В.Медведчука про опасность деления депутатов на белых и черных. И весьма схожие планы других персоналий. Но главные события — в другой плоскости. Инерционная повозка с волами, в виде которой любят изображать Украину остряки-карикатуристы, наконец покачнулась и начала мерный, но неуклонный разворот в сторону Европы. Именно эта траектория и может, наконец, повлиять на экономическую ситуацию и прогресс в целом. Это прекрасно понимают и те, кто пропадает на огородах. В опросе «Свободы слова» (ICTV) подавляющее большинство активных зрителей высказались за участие в праздновании Дня Европы. А гость программы политолог Г. Почепцов высказал свою версию медленного продвижения на Запад: «Недостаток самоуважения». С ним солидарен и Президент, которого в воскресенье цитировал только УТ-1: «К нам применяют двойные стандарты. Украину выкинули. Но со временем Европа должна стать близкой и своей для каждого украинца».

Сейчас это звучит горькой иронией для тех, кто уезжает в Европу на заработки. Эмигрантское счастье в Греции подсмотрела С. Леонтьева («Подробности», «Интер») . Это 5 выходных за 4 года и, разумеется, неквалифицированный тяжелый труд. Надо признать, что титанические усилия канала заметны. Их аналитическая программа смотрибельней других и дает калейдоскоп интересной информации. К тому же у «Интера» появился неплохой социальный публицист — Анна Онищук . Она умеет выбрать точную интонацию и трогательно рассказать незатейливую историю. В этот раз — о семейной паре ветеранов из затерянного села. Такие истории — своеобразный новостийный жанр. Они не то чтобы выбиваются из общего ритма новостей, но дают срез не какого-то отдельного события, а времени в целом. И это лучший «крючек» для зрительского внимания.

Еще одно поздравление «Интеру». Нишу по-настоящему интеллектуальных игр заполнил «Девятый вал» . Наконец появилось игровое шоу, где ответ можно угадать не сразу. И он не очевиден после представленных вариантов. К тому же игроков испытывают на сообразительность, а не на отсутствие моральных качеств. И не к чему утомительно торговаться с ведущим за приз. Но не надо оценивать данные игроков только в денежном эквиваленте. Только после откровений Б. Бурды (читайте его интервью в нашем выпуске) стало понятно, почему в результате всех «минных полей» и штрафных очков эрудированным, не в пример участникам других игр, достаются «смешные деньги». Если сам Мастер согласен играть на ломанные пуговицы, то апологеты и подавно. Деньги только часть жизненного успеха. И крепкие телевизионные проекты всегда выбирают оптимальную пропорцию вложенного таланта и финансовой поддержки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать