Перейти к основному содержанию

«Шоковая терапия» имени Ле Пена

23 апреля, 00:00

Говоря языком цифр, во Франции в воскресенье произошло следующее. Жак Ширак, РПР, получил 19,65 процентов голосов, или иными словами, за него отдали голоса 5510180 французов. Жан-Мари Ле Пен, Национальный фронт, выиграл 17,06 процента голосов французов, то есть за него проголосовали 4783440 человек. Лионель Жоспен, Социалистическая партия, главный неудачник выборов, получил 16,05 процента голосов, или же поддержку 4501843 французов. Наконец, «неудачник номер два», Робер Ю, Коммунистическая партия, — 3,41 процента. То есть, даже в обновленном виде коммунистическая идеология привлекла 957 385 избирателей, что слишком мало, чтобы говорить о шансах левой идеи во французском обществе. Остальные двенадцать кандидатов на пост президента, честно говоря, были слишком мало заметны. О них можно сказать только то, что трое троцкистов в сумме набрали около 11 процентов голосов, что также может рассматриваться как тревожный симптом. Двадцать восемь процентов французов (это — без заморских департаментов и территорий) не пришли на избирательные участки. Как писала французская пресса, «славное весеннее солнце привело французов в уличные кафе, а не на выборы, где никаких очередей не наблюдалось». Итак, достигнута первая сенсация: впервые за много лет во Франции настолько мощно заявили о себе крайне правые силы. Установлено два рекорда, оба — довольно сомнительного характера: шестнадцать претендентов в первом туре выборов и чрезвычайно низкая явка избирателей (особенно учитывая, что французы всегда очень внимательно выбирали себе президента).

Даже в лучшие для Национального фронта годы (конец 80- х — начало 90-х) показатели его популярности не превышали 15%. Ле Пен справедливо считает результаты первого тура выборов своей победой и поражением представителей истеблишмента (то есть Ширака и Жоспена). Премьер-министр Жоспен заявил, что уже принял решение не просто уйти в отставку после окончания выборов, а вообще покинуть политическую жизнь. Шираку, очевидно, просто нечего сказать. Ведь он готовился к поединку с Жоспеном (планировались даже теледебаты между двумя турами выборов). Впрочем, аналитики прогнозируют, что Ширак победит во втором туре с результатом около 80 процентов. Прогнозируется, в частности, что левоцентристы также будут голосовать за него, чтобы не дать возможности выиграть Ле Пену.

На вопрос — почему произошло именно так — никто сегодня ответить не готов. Одни называют в качестве причины то, что французам очень не понравилась вялая, безэмоциональная кампания Жоспена. Другим — нововведение его правительства (в частности, 35-часовая рабочая неделя). Свое дело сделали и обвинения Ширака и его окружения в коррупции. Нельзя сказать, чтобы скандалы в прессе стали причиной каких-то кардинальных политических выводов, но и на посту мэра Парижа сейчас социалист, и рекордно низкая явка избирателей также была результатом.

Ле Пен строил свою кампанию на тех же основах, что и австрийская Партия свободы, что и датская Народная партия — критика «евроглобализма», начатого Маастрихстским соглашением, борьба с миграцией, критика правительственной политики в отношении борьбы с преступностью, обращение в первую очередь к рабочим, к «обычному народу» — «не бойтесь мечтать!». Вместе с проявлениями неонацистского движения в Германии, уже сейчас можно говорить, что в западноевропейских обществах складывается очень опасная тенденция. Которая может развиться и дальше. Шестнадцать лет назад Национальный фронт уже имел 35 мест в нижней палате парламента. Если успех появления Ле Пена будет закреплен на парламентских выборах в июне, можно ожидать впоследствии и появления влиятельной праворадикальной фракции в Европарламенте. Что внесет свои коррективы и в перспективы развития Европейского Союза, и отдельных стран-членов.

Уже сейчас можно утверждать, что во Франции, следом за Италией, сходит с политической арены Компартия. Три с небольшим процента голосов, отданных за ее лидера, свидетельствуют, что партия, которая имела огромное влияние сразу после войны, которая всегда была характерной частью французского политического пейзажа (министры-коммунисты были и в правительстве Жоспена), сегодня уже просто не привлекает избирателя. Вообще, впервые с 1969 г. во втором туре выборов будут соревноваться между собой не право- и левоцентрист, а правоцентрист и праворадикал. В свою очередь, поражение социалистов на президентских выборах может означать и их поражение на выборах парламентских через полтора месяца. Таким образом, действительность в который раз опровергла прогнозы. А аналитикам есть о чем подумать — чтобы не было слишком поздно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать