ДВА ПИСЬМА НА ОДНУ ТЕМУ
Народовластие как основа самоуправленияКто бы что ни говорил, но завершившаяся избирательная кампания все-таки способствовала активизации политического мышления у рядовых граждан. И, как свидетельствует редакционная почта, их в первую очередь интересует проблема поиска действенных механизмов реализации статьи 5 Конституции Украины, которая определяет, что «... единственным источником власти в Украине есть народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через... органы местного самоуправления». Публикуемые сегодня два письма наших читателей содержат конкретные предложения по организации новых форм местного самоуправления. И пусть эти предложения далеко не бесспорны, как и не бесспорны в части эффективности ныне существующие формы местного самоуправления, пусть они не во всем соответствуют действующей Конституции, но ведь никто и не требует их внедрять немедленно. Гораздо важнее, что начинает пробуждаться сознание «единственного источника власти».
Народовластие как основа самоуправления
Основной ошибкой перестройки 80-х годов минувшего столетия в бывшем СССР была попытка осуществить ее «сверху» без участия народа. Это — одна из издержек большевизма, которая, на мой взгляд, присуща сегодня и Украине. В то же время без широкого привлечения к управлению на местном уровне народа, который по Конституции является единственным источником власти в Украине, невозможно будет решить целый ряд проблем, существующих в областях, районах, городах, селах. Именно подлинное народовластие создаст реальные условия для выхода Украины из кризисного состояния.
Народовластие даст возможность каждой деревне, поселку, микрорайону (в городе) иметь своего рода автономию, т.е. определенную степень самоуправления — удобный и испытанный инструмент организации жизни людей. Основой народовластия должны стать Конституция Украины, соответствующие законы и ... здравый смысл.
Можно предложить следующую структуру народовластия.
Основным звеном народовластия является сельский, поселковый, районный орган местной власти, законодательной основой которых является ВЕЧЕ или сход жителей, постоянно проживающих на данной территории. Вече рассматривает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности людей на всей территории данного села, поселка, района. На вече жители обсуждают и избирают тайным голосованием на альтернативной основе депутатов в сельские, поселковые, районные органы власти. А также — председателя, секретаря, заместителей председателя по принципу специализации в определенной области:
— социального развития, экономики, обеспечения населения всеми видами услуг, организации благотворительной деятельности, адресной помощи;
— строительства и эксплуатации жилого и нежилого фонда, дорог, благоустройства и санитарного состояния территории;
— охраны окружающей среды, использования земель, природных ресурсов, приватизации и инвестиционной деятельности;
— культурно-просветительской работы, развития физкультуры и работы с молодежью;
— финансов, сбора налогов и строгого использования бюджетных средств; — юридического обслуживания, занятости населения, содействия в развитии малого бизнеса, фермерских хозяйств;
— здравоохранения и образования.
Вече может обсуждать также и проекты законов, решений, постановлений, принимаемых вышестоящими органами власти. Вече должно иметь право отозвать избранного депутата в случаях, если он скомпрометировал себя или явно не справляется со своими обязанностями.
Что касается структуры и порядка выборов в представительские органы областной и городской власти, то они должны быть аналогичны структуре и порядку выборов районной местной власти, но с учетом своих особенностей (например, следует учитывать, что согласно ст. 133 Конституции Украины города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины).
Гражданская школа жизни
Люди труда, в поисках возможности выжить, разобщены, малоинформированы, уже никому не верят! А это дорога в никуда! Чиновники наплодили множество никому не нужных организаций, всяких «фондов» и «фондиков», которые фактически работают только на себя. Люди о них не знают, и толку от них никакого.
Но не чиновники будут поднимать экономику страны, а простые люди. Как вернуть народу веру в свои силы, чтобы они поверили в свое достойное будущее и своих детей и внуков?
Я предлагаю объединенными усилиями всего депутатского корпуса всех уровней с помощью населения района создать «Общественный центр» района. Этот «Центр» будет сердцем района. Здесь будут решаться не только все дела района, но и личные проблемы каждого. Причем не чиновники будут предлагать решения, а общественность. Сюда следует приглашать исполнительные органы района, а если необходимо, то и города, для отчета о проделанной работе. Здесь будут дополняться и корректироваться все планы района, контролироваться финансовая деятельность.
В «Общественном центре» следует создать все необходимые службы: юрист, психолог, депутатские помещения, помещения для детей и подростков, для женщин, для людей почтенного возраста, где они будут общаться и решать свои проблемы. Необходимы помещения для лекций, просмотра фильмов, встреч с интересными людьми и, безусловно, для решения общественных вопросов, библиотека, спортзал и т.п.
Здесь постепенно сформируется «Мозговой центр» района. Я верю в наш народ. Его только нужно вывести из унизительного положения, когда за него все решают.
«Общественный центр» — это гражданская школа, где будут учиться солидарности и умению находить и принимать нужные решения самостоятельно и ответственно и помнить, что он каждого из нас зависит наше достоинство, свобода, нормальная человеческая жизнь.
Выпуск газеты №:
№64, (2002)Section
Почта «Дня»