Перейти к основному содержанию

Суть и антураж

02 апреля, 00:00

Украинские выборы явно не относились к событиям планетарного масштаба. Самыми важными новостями уикенда и понедельника были — очередное приближение очередной ближневосточной войны, смерть королевы-матери, наконец, то, что закончился срок действия американского ультиматума к Белграду относительно выдачи «героев» балканских войн. Выборы в Украине привлекали значительно большее внимание политиков и чиновников, чем пресса — что само по себе совсем не является плохим знаком — значит, они не стали стихийным бедствием или чем-то подобным. Внимание было разным, что и дало возможность запустить фразу о «геополитическом футболе», в котором Украина есть, возможно, полем, возможно, мячом, но точно не игроком. Укоренению такого мнения содействовали относительно резкая резолюция Конгресса США с требованием обеспечения выборам демократичности, открытости и прозрачности, а также достаточно странные вещи, связанные с заявлениями представителей различных, казалось бы, сил России. Действительно, к самому дню выборов критике, в том числе — со стороны высшего государственного руководства — подвергались только американская резолюция, но отнюдь не весьма адекватные заявления, в частности, руководителя администрации президента России Волошина и российского посла в Украине Черномырдина — о том, какие политические силы будет поддерживать в Украине Москва, и как себя должна вести Украина в ответ на действии Вашингтона. Почему-то ни один из украинских руководителей не объяснил стратегическим партнерам, что мы в состоянии определиться с собственной политикой и собственными проблемами, ни одна из названных Волошиным и Павловским украинских политических партий не заявила, что определяющей для нее является поддержка украинского народа, а не Кремля или кого-то еще. Впрочем, это, возможно, называется «технологии», кое-кто из россиян уже пытается убедить, что на самом деле российская политика по отношению к Украине будет строиться на весьма прагматических основах и будет выходить из других императивов. Мало кто, кстати, заметил, что параллельно с заявлениями российских политиков украинское правительство подняло пошлину на импорт из России — а это значит, что правительство доказало, что, во всяком случае, будет пытаться защищать именно украинские интересы. Это уже больше похоже на суть.

В общем же создается впечатление, что, возможно, не без усилий самой Украины все стороны не учитывают главного. Что не все может оцениваться по выборам, насколько бы важными они не были для будущего. Ведь, в частности, выборы в Австрии три года назад, на которых достигла успеха пресловутая Партия свободы Йорга Хайдера, прошли в полном соответствии с демократическими процедурами. После чего начались санкции против Австрии, что и сейчас ставит под сомнение заявления о незаинтересованности в результате.

Не учитывается, что геополитика, как свидетельствуют реалии, меняет и форму, и суть, и уже не является обычной геополитикой, которая зародилась на рубеже ХIХ и ХХ веков. Что любой диктат часто приводит к противоположным результатам, которые часто негативно отражаются на всей системе международных отношений. И что, наконец, мир не может быть черным или белым. И это тоже существенно.

В конечном счете, и Украина, и Запад, и Россия имеют шанс до начала украинской президентской кампании показать друг другу, где суть, где — только внешний антураж, где — настоящие намерения, где — невосприятие или оскорбление, или «технологии».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать