Леонид КОСАКИВСКИЙ: «Не исключаю возможности пересмотра итогов выборов...»
Киев считается одним из наиболее сложных участков отечественного «электорального поля»: киевляне требовательнее жителей других городов, в то же время их избирательная активность всегда ниже, чем в среднем по стране. Есть и другие особенности, о которых в интервью «Дню» рассказывает народный депутат Украины, бывший председатель Киевской горгосадминистрации, бывший столичный председатель, кандидат в народные депутаты Украины по 223-му избирательному округу Леонид КОСАКИВСКИЙ . — Как вы охарактеризовали бы сегодняшний ход событий в Киеве по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями? — Из тех избирательных кампаний, которые я видел, это самая грязная. Даже партийные органы в свое время не позволяли себе так тотально нарушать закон и права граждан. К сожалению, вынужден констатировать, что именно Киев стал полигоном, на котором местная власть сплошь применяет административный ресурс для достижения определенной цели. Перед практически всеми городскими телеканалами поставлена задача пропагандировать одну-единственную партию и кандидатов только от этой партии, — думаю, все знают, о какой политической силе речь идет. О том, чтобы обнародовать точку зрения, несколько отличную от «официальной», которая навязывается киевлянам, нечего и мечтать. Мне, как народному депутату, на протяжении четырех лет ТРК «Киев» не предоставила ни одной минуты для выступления, хотя, в соответствии с законом, я имею право на 15 минут эфира ежемесячно для информирования своих избирателей. Идет также откровенная «агитационная война»: листовки «альтернативных» кандидатов сразу срываются, — есть специальные команды, задействованы дворники, работники коммунальных служб, которые ежедневно «зачищают» город от всего «лишнего». Руководители горгосадминистрации, которые участвуют в выборах, под видом совещаний проводят — с использованием бюджетных средств — фактически агитационные мероприятия. Мы видим, сколько в регионах сейчас раздается подарков, сколько храмов строится за счет столичного бюджета — в то время, как в Киеве недостает средств на удовлетворение элементарных потребностей жителей. Я уже не говорю об огромном количестве «наглядной агитации» в витринах, на учреждениях, в транспорте и тому подобное, на которую также расходуются бюджетные средства.
Использовались и так называемые «черные» технологии: в частности, одна из районных газет напечатала результаты социологических исследований со ссылкой на какую-то организацию, которая, по данным нашей проверки, не зарегистрирована социологической Ассоциацией, т.е. не является источником серьезной информации. Мы обратились к избиркому и прокуратуре с просьбой проверить обстоятельства проведения этого опроса: кто заказал, кто платил и тому подобное. Все это напоминает мне 1998 год, когда в Киеве были отменены выборы мэра: тогда киевлян также сначала уверяли в высоких шансах руководства горадминистрации, однако на следующий день после проведения реальных замеров общественного мнения решили не рисковать, и Конституционный Суд отменил решение о проведении в то время выборов городского председателя. Жаль, но Украина, думаю, «прославится» на весь мир, потому что именно на примере Киева можно будет показывать, как не следует проводить выборы.
— Кстати, эпопея с восстановлением вас, согласно решений Старокиевского районного, а потом и Верховного судов, в должности главы Киевской горгосадминистрации все еще продолжается? — Городская власть проигнорировала, как известно, решение Верховного Суда. Эта ситуация стала предметом рассмотрения в Совете Европы, — я член украинской парламентской делегации, однако не помню случаев, когда Конгресс местных региональных советов принимал бы специальную резолюцию по Киеву и обращался бы к руководителям государства и центральным органам власти с тем, чтобы судебное решение о возвращении меня к моим обязанностям все-таки было выполнено. Вместо этого у моего кабинета почти на год выставили наряд милиции, который не пускал меня на мое рабочее место — перечень подобных «мероприятий» можно продолжать. В декабре 1998 года Комитет по мониторингу ПАСЕ также в своем докладе о выполнении Украиной ее обязательств целый раздел посвятил этой проблеме. Там также напоминалось о необходимости выполнения главой городской администрации решения Конституционного Суда от 13 мая 1998 года, которым запрещено совмещение должностей председателя городского совета и главы администрации. Все напрасно. Как видим, Киев у нас вообще стал городом, где игнорируется Конституция, не действуют законы, указы Президента не выполняются... Думаю, из той ситуации берет начало и сегодняшний правовой нигилизм в столице. Отмечу, речь идет не просто о каких-то абстрактных нарушениях законов, а о грубом игнорировании прав конкретных граждан, — примеров можно привести немало. — Есть ли причинно-следственные связи между тем, о чем вы говорите, и, в частности, коллизией с невыполнением Александром Омельченко указа Президента о назначении главой горгосадминистрации на время предвыборного отпуска Омельченко другого чиновника?
— Естественно, для цивилизованного государства такая ситуация абсолютно недопустима. Другое дело — причины, из-за которых она стала возможной: в частности, в свое время именно городская администрация настаивала на принятии закона о столице в том виде, в котором он и был принят. Я тогда вносил 54 поправки в этот законопроект и предупреждал, что, проголосовав за такой его вариант, у нас рано или поздно будут проблемы. В этом законе не только не выписано разграничение полномочий городского председателя и главы администрации, — в нем вообще нет упоминания о такой должности как глава горгосадминистрации. Там речь идет только об абстрактном исполнительном органе Киевсовета с неопределенными полномочиями, — хотя в том варианте, который голосовался в сессионном зале, по моему предложению предусматривался исполнительный комитет. Однако при подписании закона тогдашним руководством Верховной Рады его текст был несколько видоизменен, — наверное, не обошлось и без влияния городской администрации. Факт фальсификации подтвержден в решении Регламентного комитета ВР от 16 марта 1999 года. В июне 2000 года я внес в парламент законопроект об изменениях в закон о столице, при помощи которых как раз и можно будет развязать этот узел. А тем, кто считает сочетание в Киеве двух руководящих должностей автоматическим, я должен сообщить, что из закона это не вытекает. Наоборот, такое совмещение запрещено, повторяю, решением Конституционного Суда, в котором, вопреки некоторым толкованиям, нет слов «за исключением Киева». Иначе говоря, создается ситуация, когда столица оказывается вне правового поля. Я еще в 1997-98 годах говорил, что Киев превратился в оффшорную от Конституции зону… Поэтому одну из главных задач будущего парламента я вижу в превращении Киева в правовой город. Столичные чиновники не должны иметь эксклюзивного права на местный произвол. Пока мы этого не сделаем, у нас будет продолжаться строительство без проектов, бесконтрольное использование бюджетных средств (которые «отмываются» на том же Майдане Незалежности и на других стройках, где все списывается по факту, потому что отсутствует проектно-сметная документация), перекройка территории без согласия районных советов и самих жителей этих районов и тому подобное. Сегодня же городские власти ведут себя так, словно история города начинается непосредственно с них, — в частности, разругались со всеми прежними руководителями города, у которых они же были в свое время заместителями, тихо, как говорится, сидели, боясь слово сказать… Вообще общения никакого нет, в то время как я, например, со всеми своими предшественниками имел постоянные рабочие контакты и прочее. Показательный факт: городская администрация к выборам выпустила книжечку «Київ: соціально-економічний розвиток», в которой отсчет ведется, начиная с 1996 года. А раньше, выходит, люди не работали, не жили… Аналогично, между прочим, ведут себя руководители районного масштаба.
— Можно ли, по вашему мнению, все-таки каким-то образом противостоять этому админресурсу?
— К слову, для чего, скажем, в столице осуществлялась так называемая административная реформа? На мой взгляд, это делалось под выборы. Перекроили карту города, разорвав тем самым округи народных депутатов, недостаточно положительно настроенных к городской власти. В частности, округ, в котором я избирался, разорвали на три части, а в новообразованном округе очень долго подбирали, кого против меня выставить. В последнюю минуту зарегистрировали кандидатом в депутаты первого заместителя председателя горгосадминистрации, который в свое время в этом же районе избирался в Киевсовет. Т.е. смоделировали округ под конкретного человека и бросили туда все ресурсы. Мало того, там действительно готовится ряд пиаровских ходов, направленных на то, чтобы просто фальсифицировать результаты выборов. В «Зеркале недели» уже писалось (и эту информацию никто не опроверг, следовательно, она отвечает действительности), что в конце марта в Киев планируется свезти якобы для завершения каких-то пусковых объектов большое количество строителей из других местностей. Всех этих людей заблаговременно обеспечат открепительными талонами, чтобы 31 числа они стройными колоннами пошли и бросили бюллетени за того человека, который якобы посодействовал своевременной выплате им денег.
Впрочем, четыре года назад мне также всячески противодействовали, потом полгода по судам меня таскали — хотели отобрать мандат, но ведь не удалось. Т.е. я, как и раньше, полагаюсь на мудрость киевлян, которые уже не раз поступали против воли власти. Поскольку избиркомы теперь, согласно новому избирательному законодательству, создаются из представителей партий, вероятность фальсификации итогов выборов, во всяком случае, уменьшается.
— «День» уделял и уделяет много внимания событиям, которые разворачивались — в прямом и переносном значении — вокруг майдана Незалежности. Вы также активный противник хаотической застройки центра столицы, следствием которой является искажение исторического лица Киева, не так ли?
— Я много по этому поводу выступал, составлял депутатские запросы, даже предлагал парламенту запретить выделение бюджетных средств на реконструкцию этой площади, направив их на повышение заработной платы педагогам и тому подобное. К сожалению, приходим к выводу, что все решает один чиновник в соответствии со своими вкусами. Почему я говорю, что нужно строить не монументы, а больницы, школы, жилье для людей? Городская власть сегодня докладывает, что в прошлом году в городе построен миллион квадратных метров жилья. Это хорошо — но если углубиться в конкретные цифры, то окажется, что по сравнению с 1995 годом квартир для очередников сдано почти вдвое меньше, а по некоторым льготным категориям эти показатели сократились в 3-4 раза. Т.е. квадратные метры, которыми гордится городская власть, строятся фактически за счет средств населения. Я считаю, что нельзя перекладывать решение квартирных вопросов киевлян только на плечи самих киевлян. В то же время на те 280 млн. грн., которые, по оценкам самой же городской власти, будут израсходованы на эту реконструкцию, можно было бы построить по меньшей мере 6 тысяч квартир, что практически равно квартирной очереди в одном большом районе Киева. Или 5 детских больниц, которые также очень нужны городу. Городской транспорт также в катастрофическом состоянии. Т.е. в Киеве недостает не средств, а умения ими рационально, по-хозяйски распорядиться.
— Почему, по вашему мнению, кампания по выборам мэра столицы оказалась, так сказать, в густой тени выборов в Верховную Раду, т.е. какой-то абсолютно нерезонансной?
— Какая же может быть мэрская кампания в таких условиях? Центральные телеканалы занимаются исключительно выборами в парламент, а местные — возносят хвалу одному-единственному кандидату в городские председатели. Городская власть готовится положить результат голосования, так сказать, в карман и только ждет, когда ей его поднесут на тарелочке... Кстати, бюллетени для голосования на выборах мэра не имеют такой защиты, как для выборов в ВР, они даже не пронумерованы, ведь новый закон о выборах в местные органы власти не принят, а старый не отвечает современным требованиям. Это серьезная проблема, и я даже не исключаю, что может быть поднят вопрос о пересмотре итогов этих выборов и проведении новых — после внесения необходимых изменений в закон о столице — под эгидой европейских структур.