Пророка не слышат на своей земле

Шевченко и Украина — это словно два неразрывных понятия, поскольку мы видим поэта как одержимого борца за права обездоленных крепостных и неполноценного народа Украины. Шевченко-Пророк словно озвучивает плач угнетенных и своим огненным словом подчеркивает многомерность национальной и социальной драмы, представляя с любовью и жестокостью народ Украины во всех его проявлениях. Шевченко, как поэт национальной идеи, был очень противоречивым, поскольку среди противоположностей и противоречий он искал целостность своего народа.
«Тараса Шевченко понимаем настолько, писал Иван Дзюба, насколько понимаем себя — свое время и Украину в нем». Исходя из такой позиции, которую я всецело разделяю с автором, мои впечатление такие, что Украина, кроме возложения цветов у памятников Шевченко, не чувствует боли Шевченко за украинского человека, у которого отобрали чувство личного и национального достоинства, привив ему чувство неполноценности, рабства и услужливости. Производной этих беднейших чувств является безграничная зависть и недоброжелательность, которая чувствуется на всех уровнях украинского сообщества. Неужели ничего не изменилось у нас с того времени, когда Шевченко с болью в сердце писал:
Один на другого кують
Кайдани в серці.
А словами,
Медоточивими устами
Цілуються і часу ждуть,
Чи швидко брата
в домовині
З гостей на цвинтар повезуть?
(«Подражаніє 11 Псалму»)
Возникает тревожный вопрос — это мы такие, или нам исторически привито рабство, от которого мы не можем освободиться и по сегодня практикуем «кто кого», с ностальгией вспоминаем время, когда нам говорили что и как делать. Вспоминается мне празднование 1-го мая, когда по Крещатику шли бабушки и дедушки к памятнику своего вдохновителя, Ленина — творца человеконенавистнической системы, которая уничтожила миллионы украинского народа, а между ними шла женщина с детской коляской, украшенной красным знаменем с серпом и молотом. Эта трагическая картинка и слова Шевченко
«Неначе люде подуріли,
німі на панщину ідуть
і діточок своих ведуть» ,
которые тогда пришли мне на ум, и сегодня не могу забыть. Даже жутко становится, неужели же мы действительно ничему не научились, или, может, усвоили рабскую покорность к трагедии целых поколений украинского народа и стали только ничтожными потребителями хлеба, поскольку коммунисты твердили, что человек является тем, что он кушает? Шевченко, который искал правду и любовь между людьми, с болью писал:
Люде, Люде!
За шмат гнилої ковбаси
У вас хоч матір попроси,
То оддасте.
«Титарівна»)
Шевченко, словно Пророк Еремия, плачет над руиной своей родины и своего народа, который не сумел отстоять своих прав. Но Шевченко вневременной, его прошлое, современное и будущее создают словно одну картину бытия его народа. Можно себе представить, с какой болью этот страдалец за право украинского народа быть свободным на своей земле писал:
А ми дивились і мовчали
Та мовчки чухали чуби.
Німії, подлії раби,
Підніжки царськії, лакеї
Капрала п’яного! Не вам,
Не вам, в мережаній лівреї
Донощики і фарисеї,
За правду пресвятую стать
І за свободу.
Розпинать,
А не любить
ви вчились брата!
О роде суєтний,
проклятий,
Коли ти видохнеш?
(«Юродивий»)
Вопрос национальной беспозвоночности и продажности Москве, которая была именно той разрушающей силой Украины, ее духового и политического бытия, глубоко тревожили Шевченко, поскольку для него Украина — это дающая жизнь любящая мать, которая страдала о судьбе своих детей. Его слова — это словно вскрик наболевшей души:
Сини мої на чужині,
На чужій роботі.
Дніпро, брат мій,
висихає,
Мене покидає,
І могили мої милі
Москаль розриває…
Нехай риє, розкопує,
Не своє шукає,
А тим часом перевертні
Нехай підростають
Та поможуть москалеві
Господарювати,
Та з матері полатану
Сорочку знімати.
Помагайте,
недолюдки,
Матір катувати.
(«Розрита могила»)
Не время ли украинскому народу прислушаться таки к словам своего пророка и, возвращаясь к источникам своей силы в Матери — Украине, избавиться от трагического прошлого и строить светлое будущее для себя, своих детей и своих внуков в своем самостоятельном государстве? После десяти лет независимости, Шевченко-Прометей, словно распятый великан синих Кавказских гор, еще и сегодня взывает к нам: ОПОМНИТЕСЬ! Но Шевченко, как беспощадный критик, в тоже время почти Божественен в своей любви, которая побеждает отчаяние израненной души. Кстати, он критикует именно потому, что любит, потому что он — поэт взаимопонимания, милосердия и светлого будущего. Он поэт Слова, Правды, Воли, Славы и Любви — понятия, которые должны быть указателем украинскому народу к его светлому будущему. Поэт-пророк Шевченко употребляет слово, как оружие в борьбе за лучшее будущее своего народа. Слово в творческом арсенале Шевченко — это что-то большее чем средство коммуникации. Оно является животворной силой человеческого бытия:
Подай душі убогій силу,
Щоб огненно заговорила,
Щоб слово пламенем взялось,
Щоб людям серце розтопило.
І на Україні понеслось,
І на Україні святилось
Те слово,
Божеє кадило,
Кадило істини.
Амінь.
(«Неофіти»)
По-видимому, выразительнее всего указывает Шевченко на Слово , как на оружие в обороне бытия своего отверженного народа, когда пишет:
Воскресну нині!
Ради їх,
Людей закованих моїх,
Убогих, нищих…
Возвеличу
Малих отих
рабів німих!
Я на сторожі
коло їх
Поставлю слово.
(«Подражаніє 11 Псалму»)
Но кому нужно это Шевченковское СЛОВО в современной Украине, когда на каждом шагу слышишь русскую речь? Неужели чувство духовного колониального статуса может удовлетворить человека настолько, что он не будет искать творческого национального самовыражения своим родным языком? Ответ на этот вопрос вынужден себе задать каждый честный человек, который желает быть свободным в свободном обществе. Чтобы постичь эту цель, Шевченко просит Бога помочь людям «Любити правду на землі» и «всім нам вкупі на землі Єдиномисліє подай і братолюбіє пошли» .
Тарас Шевченко, одержимый пророк и поэт, помимо жестокой судьбы украинского народа, был глубоко убежден, что рабство пройдет и что украинцы будут жить в своем государстве, как другие свободные народы в мире. Эту свою мечту, которая была смыслом целой его жизни, Шевченко описал очень кратко, давая ей универсальное, почти утопическое, значение:
І на оновленій землі
Врага не буде супостата,
А буде син, і буде мати,
І будуть люде на землі.
Хочется верить в то, что его утопическая мечта станет реальностью.