Быть украинцем — не классно… и не круто
В «Дне» №165 за 2001 год была опубликована статья Ирины Чаплинской «Быть украинцем — это классно», в которой автор, врач по специальности, ныне проживающая, учащаяся и работающая в Великобритании, коснулась вопросов, связанных с положением «современных остарбайтеров»: их адаптации в новой социальной среде, сохранения своей национальной самоидентификации, отношений со своей (для кое-кого — уже бывшей) Родиной. Напомним, что по мнению госпожи Чаплинской, новое течение эмигрантов, которые оставляют Украину в поисках лучшей судьбы, не порывает связей с Родиной, не забывает о том, что они — украинцы, и, кроме того, что они кормят и одевают свои оставленные семьи, приносит Украине пользы не меньше тех, кто остался.
Однако существуют и другие взгляды на эту проблему, и с одним из них — киевлянки Светланы Герасименко — мы сегодня знакомим наших читателей. Полемизируя с И. Чаплинской и во многом не соглашаясь с ней, автор письма ставит ряд вопросов: на самом ли деле так классно быть украинцем; не теряет ли нынешнее поколение эмигрантов и искателей счастья свои украинские корни; на самом ли деле их тревожит судьба Украины?
Нам также интересно будет услышать и ваши мысли по этому поводу.
Да, каждый выбирает собственный путь. Одни пытаются пройти его в мире со своей совестью, прислушиваясь только к ней на крутых поворотах судьбы, не принимая во внимание слова друзей «пропадешь», «что ты от этого выиграешь». Другие такую категорию, как мир с собственной совестью, называют «байкой, с которой в церкви обращается толстый поп на проповеди», прячут в десять целлофановых кульков и засовывают под кровать. Такие живут по принципу — главное результат, победителей не судят. «Я же страдаю, пытаюсь создавать новую жизнь, и когда я чего- то достигну, то близкие оценят меня и простят, что я не был вместе ни с ними, ни с их мелкими неприятностями и радостями».
Сейчас добиться чего-то для большинства украинцев значит выехать из бедной, разворованной, опутанной чиновниками и депутатами Украины, за которую стыдно за границей. За ее бедность, за безнадежность, за слезы, которые наворачиваются на глаза, когда думаешь о будущем своего ребенка. Об этом говорят и пишут все.
Почему же никто не пишет, какие сломанные судьбы у тех, кто утешает себя мыслью, что сможет добиться признания и легального статуса в обществе «берега турецкого, английского, израильского», и у тех, кого они оставляют здесь. У их детей, якобы ради которых их отцы-матери поднимаются на самолетах в серые небеса.
Да, эти люди вполне правильно считают, что они имеют право добиваться лучшей судьбы. Они, как правило, хорошо образованы, эрудированы, умеют «прокрутиться», мало спят, не ленивы, хорошо владеют иностранным языком. Считают себя, во-первых, не детьми Украины, а детьми всех континентов сразу. И это также правильно. Да, мир действительно глобализован. И нам больно не только за украинских детей из глубинки, где в шестом классе читают по слогам, но и за афганских пятилеток, которые никогда не научатся читать, зато ловко управляются с автоматом Калашникова.
Только почему такие родители с преступной легкостью целуют чужих детей и хотят быть увлеченными и доброжелательными свидетелями чужих судеб, а своих детей и своих близких оставляют на произвол судьбы?
Да, сын рад, когда отец с зароботков привозит ему игрушку и мобильный телефон. Но перед этим он уже задал матери сакраментальный вопрос: «Мама, почему мой папа не со мной?» Думаю, что такой сын в будущем скажет: «Да, у тебя были сложные жизненные обстоятельства. Это можно понять. Но все-таки ты был бестолковым и до конца не осознавал, кем ты был и для чего жил на белом свете». Ибо когда отец ищет и не находит себя ни в Украине, ни в Европе, закрываясь от окружающего мира курткой за 25 фунтов с надписью «Я уезжаю от сына ради его будущего», с сыном кто-то должен оставаться в Богом обделенной Украине, чтобы его отцу не стыдно было за сына и было для кого создавать будущее. С сыном в бедной Украине остается мать — и домохозяйка, и нянька, и учительница, и подруга в самых невероятных мальчишеских забавах, чтобы растить из него достойного члена будущего «забугорного» общества. И остаются чужие люди — чужые женщины, чужие мужчины, которые дарят ему искренние хорошие слова, заботятся о нем, и к которым пытается приклониться это дитя, когда мать не может быть с ним рядом.
Такие украинские дети без отцов и матерей не захотят рождаться в этом мире — ни в Украине, ни вне Украины. Ибо украинским детям не нужны родители, которые свой раздвоенный мир пытаются представить нормой жизни, которые считают, что заработанные на чужбине бездушные деньги заменят искренность отношений, добро и доверие между членами семьи. Это доказывает и статистика о снижении рождаемости как в Украине, так и в украинских семьях на Западе.
Современных эмигрантов Украина не выгоняет. Советская власть в буквальном смысле слова выгоняла людей, которые составили первую и вторую волны эмиграции. У современной эмиграции свой лозунг: «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Современные бывшие украинцы, которым удается стать гражданами других стран, не страдают «маразматической ностальгией» эмигрантов прошлых лет. Они начинают вытравливать из себя Украину при первом же удачном выезде за границу, не страдают от разлуки с родным краем, со средой детства. Считают, что при выезде им улыбнулась судьба.
К сожалению, новая страна, новое место проживания счастья все равно не приносят, ибо мы все различаемся, во-первых, тем, каковы мы как люди, а уже потом тем, какого цвета у нас паспорт.
Большинство граждан Украины тяготеют к Западу только потому, что желают приобщиться к принятым на Западе стандартам потребления. Потребность в духовных стандартах, как правило, появляется позже или может не появиться вообще. И если человек ненавидит страну, в которой родился и вырос, то он никогда не сможет полюбить другую страну, даже более стабильную и более богатую. Ибо ненависть может плодить только ненависть. И новое общество не воспринимает новых претендентов на гражданство не потому, что они отнимают у них работу, установленные условности и этикеты, собственность, а потому, что эти претенденты несут в себе заряды ненависти. Ибо внутренняя порядочность человека не зависит от языка, на котором заполняется удостоверение личности.
Быть украинцем — не классно и не круто. Классно и круто быть американцем. Быть украинцем — это постоянно жить с вопросами: «Кто же я? Куда мне идти? Чему мне учить своих детей? Куда мне вести за собой Украину, эту шевченковскую Катерину, которая «вміла брови дати, карі оченята, та не вміла на сім світі щастя- долі дати?»
Так что тех, кто сейчас ищет лучшую судьбу вне пределов Родины, судьба Украины не задевает. Ибо они ее не любят. Они не болеют за нее и используют свою паспортную принадлежность к Украине, чтобы засветиться в прессе. Они ее сторонятся и презирают, как городской сын сторонится старой сельской матери. Такой сын дает деньги и нанимает людей, чтобы сделали работу возле дома, а мать была бы самой счастливой в мире, если бы сын выбрал неделю, закатил рукава и поработал бы сам.
Такие люди забывают, что мобильность может проявляться как способность человека при побеге от самого себя быстрее оставлять родное место, причем остается невыясненным, есть ли, собственно говоря, смысл в перемене места.
Выпуск газеты №:
№20, (2002)Section
Общество