Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нужно ли Украине негосударственное пенсионное обеспечение?

24 января, 00:00
На прошлой неделе Верховная Рада отклонила во втором чтении проект закона «О негосударственном пенсионном обеспечении», внесенный Кабинетом Министров Украины. За принятие законопроекта проголосовал 191 депутат. Законопроект не поддержали фракции Компартии, Соцпартии, Демсоюза, «Яблуко». Таким образом переход от одноуровневой (солидарной) системы пенсионного обеспечения к многоуровневой откладывается на неопределенное время. Но вопрос, как говорится, не закрыт. Возврата к нему требуют миллионы потенциальных пенсионеров, которым, если пенсионная система не изменится, угрожает нищенская «государственная» пенсия.

Вячеслав КОПЕЙКИН , президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Украины:

— Различные источники сегодня говорят о том, что в Украине действует от 100 до 250 негосударственных пенсионных фондов (НПФ). По данным Госкомстата, из них 70% — это ушедшие в небытие в 1994— 1995 годах филиалы пенсионного фонда «Обериг», который на самом деле не был пенсионным фондом и представлял собой чисто трастовую компанию, а точнее — потребительское общество. Примерно 20 зарегистрированных фондов не работают, ожидая более благоприятных экономических условий или четкого законодательства. По моим данным, сегодня в стране имеется примерно 15 достаточно успешно работающих пенсионных фондов — во всяком случае, за последние шесть лет к ним не было никаких замечаний со стороны налоговых служб, вкладчиков и работодателей. Можно сказать, что у нас уже накоплен серьезный опыт работы на этом рынке, причем опыт довольно тяжелый. Иногда приходится слышать упреки в том, что мы не учитываем международный опыт и существующие в мире новации. По моему убеждению, опыт развитых экономических систем неприемлем в наших условиях: конечно, мы будем к этому стремиться, однако сейчас надо учитывать то, что есть в нашей стране.

Почему так долго не принимается парламентом закон «О негосударственном пенсионном обеспечении»? Потому что наш законодательный орган, как зеркало, отражает настроения в обществе, а над населением до сих пор довлеет трастовая тень 1995 года. К сожалению, общество пока не готово воспринимать этот закон положительно (я не касаюсь очевидных недостатков предложенного законопроекта). Многие работодатели не рискуют вкладывать деньги в институты добровольного пенсионного обеспечения, поскольку не находят для этого достаточных гарантий в законодательстве. Для того, чтобы в эту систему войти, нужно иметь очень серьезную мотивацию. Два года назад мы проводили исследование, насколько предприятия готовы к восприятию системы негосударственного пенсионного обеспечения. Из 1000 опрошенных руководителей только 21% посчитал, что над этим предложением стоит подумать, а остальные сразу отвергли эту идею.

Тем не менее работу над законом, безусловно, нужно продолжить: от создания негосударственных пенсионных фондов нам никуда уже не деться. В недавнем послании Президента к Верховной Раде и Кабинету Министров об основных направлениях реформирования системы пенсионного обеспечения четко сказано: установить правила инвестирования пенсионных фондов, которые бы минимизировали риски и гарантировали доход. Над этим и надо работать. Наша ассоциация собирается провести ряд «круглых столов» с привлечением предпринимательских структур, работодателей, крупных профсоюзных объединений — возможно, удастся создать новый закон, который удовлетворит тех, для кого он собственно и пишется.

Александр ТКАЧ , специалист по ценным бумагам СП «Олта капитал»:

— Нам не мешало бы обратить внимание на опыт соседней России, где система негосударственного пенсионного обеспечения развивается уже на протяжении 10 лет. В 2000 году такие фонды инвестировали в российскую экономику $630 млн. В настоящее время в России их действует свыше 300, причем 90% активов принадлежат шести корпоративным фондам («Лукойл», РАО ЕЭС, ТНК и другие). В этих фондах разработаны положения о профессиональных пенсионных системах, в соответствии с которыми созданы солидарные индивидуальные пенсионные счета, на которые поступают деньги от работодателей. В то же время работодатели пользуются определенными налоговыми льготами: без этих льгот их участие в негосударственном пенсионном обеспечении утратило бы всякий смысл. Что же стимулирует работодателей к участию в НПФ? Прежде всего — это социальная защита работников и стабильность кадров. Среди других стимулов — внутреннее инвестирование, возможность приобретения пожизненного пенсионного плана за счет прибыли предприятия.

На сегодняшний день наибольшую гарантию работнику может предоставить не инвестиционная компания и не банковское учреждение, а то предприятие, на котором он работает. На мой взгляд, только корпоративные пенсионные фонды пробьют себе дорогу, и люди за ними пойдут. Граждане не верят финансово-банковским учреждениям, зато они верят своим работодателям.

Григорий ОСОВЫЙ , первый заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины:

— Мы поддерживаем введение в Украине негосударственного пенсионного страхования. По мнению федерации, на данном этапе следует безотлагательно модернизировать солидарную систему и вводить негосударственное пенсионное обеспечение с тем, чтобы на этих двух уровнях отработать в перспективе возможность перехода к общеобязательной накопительной системе. Этот процесс уже идет, хотя он и не получил широкого распространения из- за отсутствия соответствующей законодательной базы. Кстати, днями мы должны выехать в Москву для ознакомления с ходом российской пенсионной реформы, включая опыт работы корпоративных пенсионных фондов — «Лукойла» и других.

Те два десятка пенсионных фондов, которые сегодня работают в Украине, доказывают, что доверие населения можно восстановить. Опыт постсоциалистических стран — Венгрии и Польши — показывает, что этот процесс будет расширяться. Нужно, прежде всего, открыть возможности, а воспользуются ими или нет — выбор за предприями и работниками, а также профсоюзами, участвующими в этих процессах. Естественно, вопросы финансовой стабильности таких негосударственных фондов еще остаются актуальными, но вместе с тем ничтожность нынешнего пенсионного обеспечения все равно будет подталкивать к поиску возможных альтернативных путей. Платежеспособные предприятия (например, металлургической или атомной отраслей) делают это, даже не располагая законодательной базой. Нужно поставить это направление их работы в рамки закона, создать государственные органы, контролирующие эту сферу, индикативно фиксировать этот рынок услуг. Государство также должно в определенной мере предохранять такие фонды от возможных рисков. Негосударственное пенсионное обеспечение — это не обязанность, а шанс. И тот, кто захочет этим шансом воспользоваться, должен иметь законодательную основу для такой деятельности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать