Нужно ли Украине негосударственное пенсионное обеспечение?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020124/414-4-3_0.jpg)
Вячеслав КОПЕЙКИН , президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Украины:
— Различные источники сегодня говорят о том, что в Украине действует от 100 до 250 негосударственных пенсионных фондов (НПФ). По данным Госкомстата, из них 70% — это ушедшие в небытие в 1994— 1995 годах филиалы пенсионного фонда «Обериг», который на самом деле не был пенсионным фондом и представлял собой чисто трастовую компанию, а точнее — потребительское общество. Примерно 20 зарегистрированных фондов не работают, ожидая более благоприятных экономических условий или четкого законодательства. По моим данным, сегодня в стране имеется примерно 15 достаточно успешно работающих пенсионных фондов — во всяком случае, за последние шесть лет к ним не было никаких замечаний со стороны налоговых служб, вкладчиков и работодателей. Можно сказать, что у нас уже накоплен серьезный опыт работы на этом рынке, причем опыт довольно тяжелый. Иногда приходится слышать упреки в том, что мы не учитываем международный опыт и существующие в мире новации. По моему убеждению, опыт развитых экономических систем неприемлем в наших условиях: конечно, мы будем к этому стремиться, однако сейчас надо учитывать то, что есть в нашей стране.
Почему так долго не принимается парламентом закон «О негосударственном пенсионном обеспечении»? Потому что наш законодательный орган, как зеркало, отражает настроения в обществе, а над населением до сих пор довлеет трастовая тень 1995 года. К сожалению, общество пока не готово воспринимать этот закон положительно (я не касаюсь очевидных недостатков предложенного законопроекта). Многие работодатели не рискуют вкладывать деньги в институты добровольного пенсионного обеспечения, поскольку не находят для этого достаточных гарантий в законодательстве. Для того, чтобы в эту систему войти, нужно иметь очень серьезную мотивацию. Два года назад мы проводили исследование, насколько предприятия готовы к восприятию системы негосударственного пенсионного обеспечения. Из 1000 опрошенных руководителей только 21% посчитал, что над этим предложением стоит подумать, а остальные сразу отвергли эту идею.
Тем не менее работу над законом, безусловно, нужно продолжить: от создания негосударственных пенсионных фондов нам никуда уже не деться. В недавнем послании Президента к Верховной Раде и Кабинету Министров об основных направлениях реформирования системы пенсионного обеспечения четко сказано: установить правила инвестирования пенсионных фондов, которые бы минимизировали риски и гарантировали доход. Над этим и надо работать. Наша ассоциация собирается провести ряд «круглых столов» с привлечением предпринимательских структур, работодателей, крупных профсоюзных объединений — возможно, удастся создать новый закон, который удовлетворит тех, для кого он собственно и пишется.
Александр ТКАЧ , специалист по ценным бумагам СП «Олта капитал»:
— Нам не мешало бы обратить внимание на опыт соседней России, где система негосударственного пенсионного обеспечения развивается уже на протяжении 10 лет. В 2000 году такие фонды инвестировали в российскую экономику $630 млн. В настоящее время в России их действует свыше 300, причем 90% активов принадлежат шести корпоративным фондам («Лукойл», РАО ЕЭС, ТНК и другие). В этих фондах разработаны положения о профессиональных пенсионных системах, в соответствии с которыми созданы солидарные индивидуальные пенсионные счета, на которые поступают деньги от работодателей. В то же время работодатели пользуются определенными налоговыми льготами: без этих льгот их участие в негосударственном пенсионном обеспечении утратило бы всякий смысл. Что же стимулирует работодателей к участию в НПФ? Прежде всего — это социальная защита работников и стабильность кадров. Среди других стимулов — внутреннее инвестирование, возможность приобретения пожизненного пенсионного плана за счет прибыли предприятия.
На сегодняшний день наибольшую гарантию работнику может предоставить не инвестиционная компания и не банковское учреждение, а то предприятие, на котором он работает. На мой взгляд, только корпоративные пенсионные фонды пробьют себе дорогу, и люди за ними пойдут. Граждане не верят финансово-банковским учреждениям, зато они верят своим работодателям.
Григорий ОСОВЫЙ , первый заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины:
— Мы поддерживаем введение в Украине негосударственного пенсионного страхования. По мнению федерации, на данном этапе следует безотлагательно модернизировать солидарную систему и вводить негосударственное пенсионное обеспечение с тем, чтобы на этих двух уровнях отработать в перспективе возможность перехода к общеобязательной накопительной системе. Этот процесс уже идет, хотя он и не получил широкого распространения из- за отсутствия соответствующей законодательной базы. Кстати, днями мы должны выехать в Москву для ознакомления с ходом российской пенсионной реформы, включая опыт работы корпоративных пенсионных фондов — «Лукойла» и других.
Те два десятка пенсионных фондов, которые сегодня работают в Украине, доказывают, что доверие населения можно восстановить. Опыт постсоциалистических стран — Венгрии и Польши — показывает, что этот процесс будет расширяться. Нужно, прежде всего, открыть возможности, а воспользуются ими или нет — выбор за предприями и работниками, а также профсоюзами, участвующими в этих процессах. Естественно, вопросы финансовой стабильности таких негосударственных фондов еще остаются актуальными, но вместе с тем ничтожность нынешнего пенсионного обеспечения все равно будет подталкивать к поиску возможных альтернативных путей. Платежеспособные предприятия (например, металлургической или атомной отраслей) делают это, даже не располагая законодательной базой. Нужно поставить это направление их работы в рамки закона, создать государственные органы, контролирующие эту сферу, индикативно фиксировать этот рынок услуг. Государство также должно в определенной мере предохранять такие фонды от возможных рисков. Негосударственное пенсионное обеспечение — это не обязанность, а шанс. И тот, кто захочет этим шансом воспользоваться, должен иметь законодательную основу для такой деятельности.
Выпуск газеты №:
№14, (2002)Section
Подробности