Сергей КУНИЦЫН: До 1 апреля еще можно потерпеть
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020122/412-4-4_0.jpg)
— Уйдя в отставку — вы не ушли из политики и, что бы сегодня не происходило в Крыму, ваша точка зрения актуальна. Почему?
— Это не феномен, это — норма. Только у коммунистов в СССР отставка обозначала крах, заключение, замалчивание. Сегодня те коммунисты, которые, будь их воля, не дали бы житья демократам, вовсю пользуются благами демократии и планируют, как ее же уничтожить, чтобы безраздельно владеть ситуацией. Моей отставкой Леонид Грач только ослабил свои позиции: кроме меня у него появился еще один оппонент — нынешний новый глава правительства Валерий Горбатов, который уже понял, что коммунистам — демократия и правда несвойственны, а у меня — еще один союзник. Кроме того, в обществе сразу созрело понимание — не того отставили. Ситуация в парламенте Крыма доведена до кризиса — из- за махинаций со счетной машиной сегодня он не способен принять ни одного законного постановления.
— Съезд «За Единую Украину!» определил вам 54-е место в списке. А впереди вас есть люди, имеющие меньшие, скажем так, меньший политический вес. Считаете ли вы свое место проходным?
— Во-первых, в списке своей партии я на 10-м, вполне достойном, месте. Поэтому у меня нет неудовлетворенных амбиций. Во-вторых, мы считаем, что нашему блоку избиратели отдадут не менее 20 процентов голосов, а это значит, что пройдут больше 60 человек. В третьих, несколько человек, которые выше меня в списке, перейдут на работу в органы исполнительной власти. В-четвертых, права у всех депутатов одинаковые, несмотря на место в списке. Но главное даже не в этом, а в том, что если бы смысл всей моей работы был сосредоточен в Киеве, то я бы давно уже был на масштабной работе в столице, но я потому и остался в Крыму, что хочу работать здесь, чтобы значительно улучшить положение и состояние автономии. К тому же в нашей стране давно необходимо провести декоммунизацию, вполне уместно будет начать ее с Крыма…
— Распространено мнение о том, что политика в Крыму строится не на основе программ, законов, а на основе личных отношений и договоренностей политиков. Насколько это верно?
— Личностный фактор действительно играет в политике очень большое значение, но он должен иметь пределы. У нас же все отношения парламента и правительства зависят от того, насколько их главы могут договориться между собой. Это последствие того, что у нас нет закона о Совмине Крыма, но это также и следствие стиля руководства парламентом, спикер которого считает, что ему закон не писан и именно он должен расставлять везде свои кадры. Напомню, что Леонид Иванович в свое время даже было «узаконил» такое положение, приняв постановление о кадровой политике, которое Конституционный Суд признал незаконным. Но ведь постановление признано незаконным, но оно до конца не отменено, во-вторых, Грач работает так, как вроде бы оно действует…
— Можно предположить, что будет, если руководство парламента автономии останется прежним?
— Можно. Все конфликты — властные, межнациональные, межконфессиональные, экономические — обострятся до крайности. Грач уже заявляет, что он готов публично спорить с Президентом — значит обострятся и отношения по линии центр-автономия. В конце концов, случится то же, что и с Мешковым в свое время. Если Грач останется у власти, Киев рано или поздно будет вынужден силой прекращать его власть, отменять массу незаконных постановлений и нововведений, менять конституцию, но последствия этого могут быть гораздо серьезней, чем в прошлый раз…
— Какие результаты выборов в Украине и в Крыму вы могли бы спрогнозировать?
— Объединительные тенденции в Украине приведут к формированию не левой части парламента, еще в большей пропорции, чем сейчас. В Крыму же все зависит от того, насколько демократы смогут договориться. В зависимости от этого коммунисты Крыма не только не получат решающего пакета голосов, но 70 процентов его состава будет сформировано из числа профессионалов, прагматиков, которые будут управлять автономией не на конфликтной основе, как сейчас, а на основе сочетания компетентности и перспективных программ. Еще примерно 20 процентов его состава получат также не левые депутаты-прагматики, разных политических течений — национал-демократических, экологических, молодежных, женских и так далее… Общая тенденция будет состоять в том, что больше 50 процентов голосов наберет блок «За единый Крым!», в который входят пять партий и который поддерживает масса непартийных общественных организаций, команда профессионалов-прагматиков. Какую-то часть голосов возьмут крымские татары, часть русский блок, часть беспартийные депутаты. Оставшиеся — не более 10 процентов — представители левых…
— Какой по составу, по вашему мнению, будет следующая Верховная Рада Украины?
— Я думаю, что в общей сложности блоки «Наша Украина», «За Единую Украину!», кандидаты от СДПУ(о) и ряд других партий центристского направления смогут набрать большинство, способное сформировать правительство и отвечать за ситуацию в стране. Это обеспечит стране стабильность.
— Какие политические и экономические тенденции в жизни Украины и Крыма будут преобладать после марта 2002 года?
— Не секрет, что сегодня вектор внешней политики обращен в большей степени на восток, поэтому неизбежно сближение экономик и культур России и Украины. Когда этот процесс будет продвинут достаточно далеко, когда потребности украинского народа в связях с Россией будут удовлетворены, жизнь повернет к тому, что будет ощущаться потребность в укреплении европейских и трансатлантических связей, и тогда реальные шаги будут сделаны в этом направлении. Вообще 2002 год будет стартовым для президентской кампании и ее стратегия и итоги будут зависеть от того, насколько центристам удастся завоевать позиции в парламенте…
— Какова, по вашему, судьба нынешних блоков политических партий и отдельных партий: они будут развиваться? Они распадутся? Они будут враждовать?
— Процесс объединения всегда сложнее, чем процесс развала. Создание этих блоков — это большой плюс, который может привести к созданию в будущем новых политических партий. Отставка Виктора Медведчука сыграет большую роль в политике и в истории нашей страны. СДПУ (о), как и НДП, ряд других центристских партий — это самые сильные, сплоченные, самые квалифицированные политические команды в Украине, потенциальные возможности которых нам еще предстоит увидеть в действии. Очень жаль, что украинский политикум не пришел к необходимости создания на их основе более широкого и еще более мощного политического блока, возможно, это нам еще предстоит увидеть.
— Какова ваша цель при возвращении к власти в Крыму — что вы стремитесь сделать, в качестве кого для Крыма вы себя видите?
— Я сознательно не уехал в Киев и я достаточно молод и опытен, чтобы решать проблемы автономии. Главное — я знаю уже эту «машину» с ее преимуществами, недостатками, проблемами, слабыми и сильными местами. Пока не важно, в каком кресле мне придется работать после марта, важно, что есть наша группа политиков-прагматиков, профессионалов реально оценивающих предстоящую работу. Ведь не секрет, что автономия сегодня находится во властном кризисе, в который ее завели левые. Сегодня всю политическую ответственность за ситуацию в рес публике несет Леонид Грач, который взял все на себя. Но когда говорят о заслугах, он подставляет свою грудь, а когда о проблемах — он начинает говорить, что есть, мол, еще правительство, есть мэры городов. Есть реальный тупик власти, и если бы не было предстоящих выборов — это бы оценивалось как трагедия, но поскольку выборы через три месяца — все согласны потерпеть какое-то время, сознавая, что в апреле все изменится. Мое место — это место профессионала. С нами сегодня несколько десятков общественных организаций. Мы, как организация НДП, готовы сегодня поступиться частью политических амбиций для того, чтобы демократия установилась как метод жизни в Крыму…
— Считаете ли вы оптимальным нынешний статус Крыма как территориальной автономии? Может ли он в будущем трансформироваться и как?
— Я был депутатом Украины в 1990 — 1994 годах, тогда решение было принято только исходя из того, что была опасность: в Крыму были сильны сепаратистские настроения, тенденции к отмене акта 1954 года. Исходя их мирового опыта такой территории придавали особый статус. Так сделали и в Украине. Но дело в том, что этим статусом не сумели распорядиться во благо Крыма те политики, которые строили свою работу не на созидании, а на конфликтах с центром, с другими регионами, с органами власти. Последовал политический авантюризм, который породил криминальный передел, а уже вследствие этого отставание экономических реформ, запрет приватизации, разворовывание бюджета. У Крыма в результате было последнее место по всем социально-экономическим показателям, все полномочия были бездарно растеряны. Сегодня помимо атрибутов власти — герба, гимна, флага, парламента, — существенных позитивных моментов для Крыма автономия извлечь из своего статуса не смогла. Но это не причина для того, чтобы отказываться от этого статуса. Задача политиков ближайших лет, полагаю, сразу после выборов, — наполнить статус автономии возможностями для решения экономических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем.
Выпуск газеты №:
№12, (2002)Section
Подробности