Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Оппозиция скептически качает головой «Белорусский Жириновский» хочет в Европу

10 января, 00:00

Лидер ЛДПБ Сергей Гайдукевич в заявлении для прессы отметил, что белорусские либерал-демократы готовы организовать реальный мониторинг общественного мнения по всей территории государства по вопросу интеграции в Европейский Союз и его институты. «Есть уже определенный договор между некоторыми политическими силами республики», — заявил «Дню» Сергей ГАЙДУКЕВИЧ. Действительно ли белорусское общество готово к подобному референдуму, спросил «День» у лидера ЛДПБ.

— Было бы обманом считать, что большинство белорусских граждан хотят превращения страны в губернию Российской Федерации. Союз Беларуси и России изначально не может быть равноправным. Двое братьев на общей кухне не живут. А мы не родные братья. Мы — два разных государства. Вопрос о сдаче белорусского государства в геополитику Российской Федерации стоит только потому, что режим Лукашенко ищет крышу. Дело в том, что президентские выборы в Беларуси не состоялись. Мы уже знаем о реальных процентах, о том, как все было элегантно сфальсифицировано. Сейчас главы участковых комиссий начинают признаваться в фальсификации результатов выборов.

Людей еще никто не спрашивал, хотят они или не хотят евроинтеграции. Если людям Республики Беларусь задать конкретный вопрос: «Хотите ли вы потерять государственный суверенитет?», то они ответят отрицательно. Это говорю вам я, набравший, как об этом, в том числе, писала наша белорусская пресса, 27% голосов избирателей на президентских выборах. (Официальный результат Гайдукевича — 2,48%. — Ред.). Людей сегодня лишь вводят в заблуждение, играя на родственных чувствах. А в первую очередь надо укреплять экономические связи с РФ. И вступать туда, куда все вступают.

Конкретный вопрос, который ЛДПБ предполагает задать белорусским гражданам, еще не сформулирован. «Сейчас над этим работает большая группа юристов», — объяснил Сергей Гайдукевич, который уже встретился с председателем и секретарем Центризбиркома. «Мы будем действовать по закону, который принят нелегитимным парламентом, но Центризбирком не сможет нам отказать в проведении референдума», — заявил «Дню» Гайдукевич. А с 12 по 14 января ЛДПБ направит всем правительствам европейских государств информацию о том, что собирается инициировать референдум. «Мы не спрашиваем мнение ЕС, мы спрашиваем мнение белорусских граждан», — объяснил Гайдукевич. «У руководства нашего режимного государства горит земля под ногами, это уже чувствуют все. Как говорил когда-то Михаил Сергеевич Горбачев, «процесс пошел», у нас прекрасное настроение в 2002 году. Мы проведем референдум. А если господа откажут, пусть весь мир, и ЕС, и Владимир Владимирович Путин, которого уважает и белорусский народ, и многие политики, в том числе — я, поставит им оценку.»

Согласно Избирательному кодексу Республики Беларусь, право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит президенту, Палате представителей и Совету Республики, а также гражданам. Граждане должны подкрепить свою инициативу минимум 450-ю тысячами подписей. Президент назначает референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с Избирательным кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан. Глава государства вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Оппозиционно настроенные белорусские круги, мягко говоря, скептически относятся к инициативе Гайдукевича, которого они не считают настоящим оппозиционером. (Кстати, в интервью «Аргументам и фактам» от 10 сентября 2001 года он заяил, что признает победу Лукашенко.) Прокомментировать инициативу лидера ЛДПБ о референдуме мы попросили политического обозревателя белорусского еженедельника «Згода» Алеся СЕМЧАНКУ.

— Гайдукевич — политик стиля Жириновского середины 90-х, а у таких политиков всегда много инициатив. Через неделю он может выдвинуть инициативу о вхождении Беларуси 51-м штатом в США, и никто не удивится. Возглавляемая Гайдукевичем Либерально-демократическая партия Беларуси создавалась как филиал ЛДПР, создавалась на деньги Жириновского. Сейчас партия Сергея Васильевича стала абсолютно независимой от Владимира Вольфовича. Рослые ребята в кожаных куртках из ЛДПБ время от времени занимаются охранной деятельностью, чем-то средним между рэкетом и охранными услугами. Думаю, что в принципе партия самостоятельна, но это не серьезная политическая сила, это партия-фантом. Когда уйдет ее лидер, аферист от политики, она развалится сама собой.

От настоящей, структурированной белорусской оппозиции в этом политическом году, увы, каких-то конкретных шагов ждать не приходится, если только не будет референдума по вопросу о создании союзного государства. Все просто займутся своими партийными делами, будут укреплять структуры и готовиться к выборам в местные советы, которые состоятся весной 2003 года.

Внутренние силы истощены проигранной президентской кампанией, каких бы то ни было существенних внешних факторов давления на Лукашенко нет и, наверное, не будет. Американцы заняты антитеррористической операцией, европейцы все больше говорят о том, что надо не изолировать Беларусь, а наоборот, развивать контакты. Не с Лукашенко, а с органами власти более низкого уровня, вовлекая таким образом Беларусь в контекст европейской политики и европейского развития.

— Но ведь существует печально известный декрет Лукашенко о гуманитарной помощи...

— Да, и согласно ему любая гуманитарная помощь должна проходить через соответствующее управление в Администрации президента, которое выдает разрешение на использование этой помощи. Естественно, это касается и всех грантов, в том числе — предоставляемых прессе, неправительственным организациям. Но европейцы в данном случае имеют в виду другое. Они почему-то считают, что наших чиновников, наших бюрократов можно в чем то убедить, показать им преимущество западного пути развития демократии. И постепенно, как считают евробюрократы, критическая масса прозападных настроений возобладает, и Беларусь развернется лицом к Европе.

Насколько это реально, трудно сказать, потому что Запад много раз пытался наладить какой-то диалог с Минском. В 1999 году уже даже был начат диалог на уровне экспертов, были даже какие-то предварительные соглашения о допуске оппозиции к электронным СМИ, но президент перечеркнул все эти решения; Михаил Сазонов, отвечавший со стороны главы государства за переговоры, ушел в отставку. Затем неоднократно предпринимались подобные попытки, но они ни к чему не привели. Лукашенко всего лишь выиграл время. Он обманывал Европу, не шел на серьезные уступки, но при этом создавал видимость того, что открыт к конструктивному диалогу. Поэтому у нас достаточно скептично оценивают эту, кстати, еще не до конца сформированную и не сформулированную, новую политику Европы по отношению к Беларуси.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать