Другая империя
Когда я начинал эту рубрику в газете «День», то предложил для нее название «После империи». Таким образом я надеялся продолжать традиции теперь уже классической программы Радио Свобода под таким же названием, исследовавшей сложные процессы, которые начались на постсоветском пространстве после краха «империи зла». Однако теперь, когда исполняется 10 лет со дня, когда красные знамена СССР навсегда исчезли из нашей жизни и начали исчезать из нашей памяти, как исчезают из памяти тяжелобольного эпизоды болезни после выздоровления, оказалось, что мы опять начинаем быть свидетелями — а, возможно, и участниками исторических процессов, которые можно назвать «Перед империей».
Теперь все-таки больше свидетелями. Тогда, в 1991 году, украинскому народу удалось не только провозгласить собственную государственность, но и способствовать ликвидации СССР, провозглашению независимости других тюрем союзного ГУЛАГа и освобождению российского народа от клейма нации, развитие которой заключается в присоединении чужих земель. Сегодня, после событий 11 сентября, мы скорее наблюдаем за тем, как опасность терроризма способствует сплочению цивилизации, как создаются новые каноны международного права, которые уже скоро не оставят на земле места для репрессивных режимов, сделают каждое государство, каждого государственника, каждый народ ответственными перед мировым обществом. Мы видим, как на наших глазах меняется, освобождается от стереотипов и суеверий внешняя политика России, которая довольно быстро становится частью политики Запада. И, таким образом, очищаются от мусора пути, по которым Украина пойдет в НАТО и — после смены политического класса и проведения экономических реформ — в Евросоюз. Место Украины в будущем мире уже определено, и — к счастью — не украинской политической элитой, неспособной пока что к каким-либо определениям и поступкам.
Это и есть новая империя, которая строится не столько для «нашей и вашей свободы», сколько «для нашего и вашего» спасения. Это империя безопасности, в которой будут четко распределены роли, в которой не будет места для лукавой игры и неискренних маневров. В этой империи Украина будет чувствовать себя комфортнее, чем в той, которую она покинула 10 лет назад — хотя бы потому, что создается она не ради чьего-то самоутверждения, а для нормальной совместной работы европейских и атлантических наций по построению лучшего мира. Из этой империи нельзя будет выйти, громко хлопнув дверью, однако и нужды в этом нет: именно такая империя, империя безопасности, даст возможность состояться стране украинского народа, а не стране украинской номенклатуры. С года 2001 го такая Украина начинается.