Конвертировать проблемы с законом «в политику» станет сложнее
Вчера в Киев, после трехдневного рабочего визита в США, возвратилась украинская делегация во главе с премьер- министром Украины Анатолием Кинахом. Кульминацией вашингтонских встреч и переговоров стало утреннее рандеву Кинаха (в последний день визита) с торговым представителем США Робертом Зелликом. Там была достигнута договоренность о том, что США откладывают введение (намечавшееся с 1 ноября) экономических санкций. При этом Украине поставлено условие: парламент должен одобрить законопроекты о защите прав интеллектуальной собственности и о регулировании изготовления и экспорта лазерных дисков. Если угрозу введения «запретительных пошлин» на рынке США для украинского экспорта удастся в конце концов предотвратить, то цена «передышки Кинаха», по-видимому, поднимется довольно высоко.
Думается, вторым и не менее важным достижением этих трех дней явилась украинско-американская договоренность об активизации борьбы против отмывания «грязных» денег, под аккомпанемент которой «с минимальным скрипом» прошли даже переговоры о выделении очередных кредитов МВФ и Всемирным банком. Их итогами премьер очень доволен.
Параллельно с визитом украинского премьера в Вашингтоне проходило заседание комиссии FATF (международная организация по борьбе с легализацией незаконных доходов), в которой участвуют 29 стран. Как сообщалось, в начале сентября она включила Украину (наряду с Россией) в «черный список» стран, не содействующих международным усилиям в борьбе с отмыванием денег. И, надо сказать, определенные основания для этого были. В эти дни в Земельном суде города Хильдесхайм идет допрос свидетелей по объединенным в единое производство уголовным делам бывшего руководителя «Градобанка» Виктора Жердицкого и одного из бывших руководителей НАК «Нефтегаз Украины» Игоря Диденко, обвиняемых в мошенничестве и краже средств, предназначавшихся для выплат жертвам нацизма. 12 ноября будет оглашена дата начала судебного процесса в США (предположительно, это будет 30 июня 2002 года) над бывшим премьер- министром Украины Павлом Лазаренко, которому инкриминируется, в частности, участие в 53-х эпизодах по отмыванию $114 млн. «грязных» денег и нелегальному перемещению их за рубеж. Репутация еще одного украинского политика — Ю.Тимошенко — и ее активно обсуждавшаяся западными и российскими СМИ «связка» с Лазаренко через корпорацию ЕЭСУ и партию «Громада» завершает «украинский имидж» в России.
Таким образом, наша страна предстает в глобальном информапространстве одним из очагов коррупции и криминальной политики. Понятно, что весь этот «фон» не мог не повлиять на тематику переговоров, проведенных А.Кинахом в США 29—31 октября. Договоренность о том, что Украина и США активизируют совместные усилия и сотрудничество в борьбе с отмыванием «грязных» денег, без сомнения, по значимости можно поставить в один ряд с договоренностью о приостановке экономических санкций. При этом Украина, по-видимому, сумела получить и другие преференции. Министр финансов США Пол О’Нил сообщил, что его ведомство готово предоставить Украине любую помощь своих экспертов. В ходе встречи стороны отметили заинтересованность в опыте друг друга в борьбе с отмыванием «грязных» денег, наметили меры по усилению финансового контроля и сотрудничества в рамках международной коалиции, возникшей после 11 сентября. При этом, как сообщает УНИАН, Пол О’Нил подчеркнул, что такой опыт есть и в Украине, и он интересен как для США, так и для других стран. Немалого стоит для Украины и договоренность о реальной поддержке США украинского варианта евроазиатского нефтетранспортного коридора, помощи в создании международного консорциума по управлению нефтепроводом Одесса—Броды—Гданьск.
В свою очередь пристальное внимание международного сообщества к проблемам борьбы с коррупцией в Украине стимулировало руководство страны к соответствующим мерам. Еще 27 октября Президент Леонид Кучма провел в Киеве совещание, на котором были обсуждены эти проблемы и принято решение о создании межведомственного координационного органа по финансовому мониторингу, направленному на предотвращение отмывания теневых средств. Правда, похоже, первую скрипку в руководстве создающейся структуры намерена сыграть налоговая администрация.
Тем не менее о путях решения проблемы теневых капиталов имеются и другие мнения. Председатель парламентского Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Юрий Кармазин, являющийся одним из авторов законопроекта (альтернативного правительственному) о предупреждении и противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, сказал «Дню», что правительственный законопроект комитетом отклонен, на него получены отрицательные отзывы также всех правоохранительных органов. В документе, предложенном парламентариями, предусмотрено создание специального органа исполнительной власти по контролю за осуществлением финансовых операций при Кабмине Украины — Национального агентства финансовой безопасности. В его составе будут Главное управление и межрегиональные бюро. Чтобы агентство не превратилось в ангажированный орган, действующий в интересах какой-либо политической силы, предложена определенная процедура назначения директора агентства. Предполагается, что он будет назначаться Президентом по представлению премьер-министра после согласования с профильным парламентским комитетом. Однако, оценивая итоги визита А.Кинаха в США, председатель комитета отметил, что успех борьбы с экономическими преступлениями зависит не от количества принятых законов, а от того, удастся ли сделать неотвратимыми наказания за эти преступления. Именно этого, по словам Ю.Кармазина, сегодня не хватает в нашем государстве. «Была бы неотвратимость, — утверждает председатель комитета, — подобные вопросы бы в Америке не поднимались». Говоря о ситуации с противодействием отмыванию преступных денег в России, народный депутат подчеркнул, что соответствующий закон там принят еще летом. Но для создания органа, который в России уже окрестили «финансовой разведкой», и там еще не было предпринято никаких конкретных шагов. Если в Украине не тянуть с принятием названного закона, то, по прогнозу Ю.Кармазина, наша страна сможет объявить реальную войну отмыванию «грязных» денег раньше, чем Россия, и продвинуться в этом дальше. Тем более, что, по мнению депутата, «основной поток отмытых денег и торговли оружием идет из России, а легализуется в Украине через приватизацию, на что у нас все смотрят сквозь пальцы». В результате, как сказал Ю.Кармазин, «грязные деньги сегодня работают именно в нашей стране».