Что мешает развитию «среднего» класса?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011027/4196-6-1_0.jpg)
Экономические реформы в Украине остаются незавершенными. Но возможность внедрения реформ выглядит достаточно реальной, хотя и существует много экономических и структурных препятствий. Как по мне — это остается скорее вопросом наличия политической воли наших руководителей.
Наиболее серьезным препятствием для достижения успеха является отсутствие честной конкуренции в экономике. Значительную роль играет непредусматриваемость налоговой политики, плохое корпоративное управление, нехватка инфраструктуры, слабые средства юридической защиты предпринимательства и «теневой» банковский сектор.
Без равной конкуренции нет взаимосвязи между производительностью и рентабельностью. Существующее непродуктивное предприятие может процветать, в то же время новое, производительное находится в состоянии бездеятельности. Неравные условия создаются за счет дифференцированных налоговых ставок, предоставления доступа к государственной собственности, льготных кредитов, списания налоговых и прочих долгов за счет других налогоплательщиков, вмешательства чиновников. Эти средства являются достаточно эффективными, когда цель состоит в том, чтобы просто получить денежную «благодарность» за предоставленные услуги, или еще «более благородна» — якобы содействовать развитию занятости местного населения.
Неудивительно, что в условиях отсутствия достаточных стимулов для повышения производительности труда (около 50% производственных мощностей являются устарелыми), она в Украине на 80% ниже уровня западных стран. Однако положительным является то, что даже небольшое повышение производительности труда может иметь огромное косвенное положительное влияние.
Уникальное явление для нас — отсутствие общественного обсуждения этих проблем. Из-за этого экономические преобразования продолжают осуществляться очень медленно. Одиночные позитивные примеры открытого обсуждения все-таки существуют, но... «Васька слушает да ест».
Решение большинства этих проблем является посильным для правительства. Но Верховная Рада выступает как тормозной аппарат. Почему не приняли так называемый малый Налоговый кодекс? Для экономистов понятно — большинство депутатов является бизнесменами. И торгуют они не пирожками. Сами понимаете: металл, нефть, спиртные напитки, сигареты и тому подобное. Принять «малый» — это потерять все льготы. Кто на это способен? Не для того они пришли в Верховную Раду...
Тем временем в Центральной Европе заметны признаки формирования среднего класса. С экономической точки зрения, страны этого региона достигли хороших результатов. В 2000 году среднегодовые темпы прироста составили больше 4%; в первой половине 2000 года ВВП был на 6% выше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года; объемы экспорта в Западную Европу увеличились. В этом году ожидается дальнейшее ускорение роста. У нас также говорят о росте. А результат?
Около 30—40% венгерских семей, чешских — около 50%, польских — 25—35% обладают сегодня так называемым дискреционным фондом. Таким образом, у них происходит изменение способа жизни, поскольку среди населения этих стран все больше становится желающих жить так, как живут люди на Западе, и его потребительский характер уже не несет в себе никакой новизны. Сегодня средний чех, венгр, поляк считает, что лучше загрузить свой автомобиль покупками раз в две недели в одном из загородных супермаркетов, нежели отовариваться в небольшом магазине в своем микрорайоне. Существует также и большое количество других неформальных показателей благосостояния и стабильности среднего класса — количество бытовых журналов в газетных киосках, количество Интернет-кафе, количество автомобилей «среднего» класса на дорогах, бытовые товары долгосрочного пользования. Все это является надежным показателем высокой покупательной способности и принадлежности к определенному классу.
Может, уже хватит и нам жить в обществе рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции? Мы хотим быть средним классом и потреблять на уровне среднего класса. Для этого у нас есть все возможности.
Жители стран Центральной Европы расходуют не только больше, чем мы (они и зарабатывают больше: минимальная заработная плата в Польше — $185), но и более разумно, вкладывая деньги не только в потребительские товары длительного пользования. Они активно берут кредиты на строительство жилья и участвуют в программах пенсионного обеспечения — тенденция, которую правительства этих стран пытаются поддерживать. В Венгрии и Чехии они предоставляют покупателям жилья льготы в виде процентных субсидий, чтобы стимулировать жилищное строительство.
Средний класс — это что-то большее, чем просто покупки, автомобиль... Хотя четкого определения этого понятия — «средний класс» — в Европе нет. Что уж говорить о нас. Государственный социализм уничтожил «средний» класс и создал «нацию трудящихся-бедняков». Крах коммунистического режима, провозглашение независимости содействовали появлению в Украине бизнесменов, финансистов, фермеров, людей, занятых собственным бизнесом, но это не привело к возрождению всех старых (существовавших до 1917 года) взглядов и подходов.
Стандартные показатели для определения «среднего» класса могут включать процент людей, занятых собственным бизнесом, работников сферы обслуживания, людей с высшим образованием. Но более важным является то, что «средний» класс в значительной степени является состоянием души, которое формируется, главным образом, получением равных возможностей, вознаграждением по результатам труда и красивыми перспективами на будущее.
У нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Развитию процветающего «среднего» класса препятствуют подходы всех наших правительств к экономическим реформам. Активизация экономической деятельности в первые годы независимости поставила в выигрышное положение представителей бывшей партийно- советской, комсомольско-хозяйственной номенклатуры, которые получили льготные кредиты, «прихватизировали» государственное и коммунальное имущество. Рабочий класс был умиротворен раздачей мифических приватизационных сертификатов, которые потом были скуплены теми же представителями «номенклатурной гвардии» за бесценок.
Основные же группы зарождающегося среднего класса — представители малого бизнеса, учителя, врачи, инженеры, ученые — в основном заботятся сами о себе. Выживают на свой страх и риск. Дозволенными и недозволенными способами стремятся к повышению своего благосостояния. Развитой и трудолюбивый средний класс, подобный тому, что формируется на Западе, возможно, не очень и поражает, но он свидетельствует об эволюции действующей рыночной экономики и политической стабильности в стране. А мы чем хуже их? Не такие трудолюбивые, не такие умные?
Мне часто приходится бывать в Польше, встречать польских бизнесменов на нашей подольской земле. Там также не все «о’кей». Растет безработица. Уровень достиг 15,6%. У нас еще больше, но статистика... В Польше все, от рабочего до наивысшего государственного служащего, говорят одно и то же: «Если политики не примут новые законы, безработица будет расти». Оправдать высокий уровень безработицы у нас невозможно. Спросите у любого экономиста или бухгалтера большого или малого предприятия любой формы собственности, и вам скажут: «Высокие налоги на заработную плату съедают около 80% начисленной зарплаты!!!».
Рождение «среднего» класса возможно только при условиях, когда правительство решительно поведет борьбу с безработицей (возможности самозанятости населения, создания новых предприятий, кредитование этих предприятий и тому подобное), политики примут комплекс законов, в первую очередь тех, которые резко сократят расходы работодателей, снизят налоговое давление, упростят процедуру регистрации, лицензирование. Где же это видано — человек, который хочет работать, создавать новые рабочие места, должен за это платить государству, которое не способно предоставить рабочее место?
Способна ли нынешняя Верховная Рада принять соответствующие законы? Мне кажется, что нет. Будет ли в Украине многочисленный «средний» класс, зависит от того, кого мы изберем в новый парламент.
Выпуск газеты №:
№196, (2001)Section
Почта «Дня»