Перейти к основному содержанию

Рецепты телевизионной кухни

26 октября, 00:00
Многие «шероховатости» и неудачи украинского телевидения принято списывать на недостаток средств. Однако фактор наличия (или отсуствия) n-ой суммы для воплощения на ТВ того или иного замысла хотя и является одним из основных, но, безусловно, не единственным. По большому счету, деньги — лишь «тесто», а каким будет вкус «пирога», «испеченного» на том или ином телевизионном канале, во многом зависит от «начинки». В связи с этим «День» решил обратиться к украинским телевизионщикам со следующими вопросами: «Как вы считаете, каковы составляющие успеха того или иного телевизионного проекта? Какие из ингредиентов, входящих в рецептуру «вкусной» телепрограммы, недоступны в украинских условиях?»

Владимир СКИБА, режиссер программы «Автостиль» (СТБ):

— Для каждого конкретного телепроекта нужен отдельный рецепт. Мы не можем сказать: кладите больше специй, и блюдо получится вкусным. Тут, как и в кулинарии, главное — угадать пропорции. Найти компромисс между рекламой и правдой, в погоне за рейтингом не потерять индивидуальности, забыть о фразе: «Любой каприз за ваши деньги». Не любой. Вот, кстати, об «украинских условиях»: здесь архисложно лавировать. На Западе подобные границы давно установлены, там из серой массы «популярных телепроектов» выбиваются как раз те, кто рискует идти по самому краю устоявшихся норм. Здесь ты в лучшем случае диктуешь свои собственные нормы, в худшем — ксерокопируешь опыт «западных коллег». Это — творческий аспект. Из ингридиентов, скажем, «технологических», в украинских условиях практически недоступен планетарный охват той или иной темы, проблемы, события (нужное подчеркнуть). Мы по-прежнему не можем себе позволить свободно перемещаться в пространстве в погоне за эксклюзивом. В Америке эксклюзив — это престиж, рейтинг и, в конечном итоге, прибыль. У нас это затраты, нервотрепка и... все, собственно. Зачем ради одного — даже очень нужного — интервью посылать съемочную группу за тридевять земель, если можно сказать: ... в интервью газете, ну допустим, «День», Осама Бен Ладен, в частности, сказал...

Ольга МЕНСКАЯ, музыкальный продюсер телеканала «Интер»:

— Общераспространенные составляющие успеха срабатывают всегда и везде. Главное для успеха — это хорошая идея, которую нужно достойно воплотить. И здесь уже важна работа и режиссеров- постановщиков, и декораторов, и осветителей — всех, кто создает визуальную картинку… Телевизионщики просто обязаны произвести впечатление на зрителя и попытаться вовлечь его в действие на экране. Как это сделать? Нужно показать обычное повседневное действие как «шоу», «перфоманс»… И, конечно, очень важна неповторимая индивидуальность ведущих, их умение создать миф…

Мне кажется, на «Интере» мы применяем все секреты успеха, у нас много интересных телевизионных проектов. Помните «НЛО», программу, которую вел Алексей Гончаренко? Я бы назвала ее успешной! В ней была оригинальная идея, ни в России, ни за рубежом ничего подобного не снимали… Жаль, что тогда у нас не было тех возможностей и опыта, которые есть сейчас. Могло бы получиться грандиозное шоу!..

А что касается «недоступных ингредиентов», то в ассортименте «Интера» есть все! Разве что для производства хороших зрелищных программ хотелось бы иметь больший бюджет, что, естественно, только бы улучшало качество создаваемого телепродукта.

Андрей АСИН, исполнительный продюсер телекомпании «ЭРА»:

— На мой взгляд, успех любого телевизионного проекта, в первую очередь, определяется его менеджментом, а уже потом финансовыми ресурсами. Имея кучу денег, можно выпустить второсортный продукт (к сожалению, такие примеры есть в современной истории телевидения Украины), точно так же и наоборот, можно выпускать очень качественный продукт за разумные деньги. Весь вопрос в том, как этими деньгами распоряжаться.

Для создания «вкусной» телепрограммы в Украине сегодня существуют все условия. Это и огромный творческий потенциал, и технические возможности, и готовность зрительской аудитории воспринимать «вкусную» телевизионную пищу. Существуют, конечно, определённого рода проблемы, как правило, финансового плана. Ну, а мастерство телевизионного менеджмента как раз и состоит в том, чтобы изготовить за имеющиеся средства телепродукт наивысшего качества. Вот с менеджментом в Украине пока туговато.

Екатерина ЕРМОЛОВИЧ, продюсер информационного вещания канала ICTV:

— Успех того или иного телевизионного продукта зависит от сочетания количества интересных идей с целеустремлённостью на пути к их воплощению. Ведь, как правило, идей очень много, а когда дело доходит до момента их воплощения — целеустремлённости, как правило, не хватает. Поэтому большинство замечательных идей остаются либо в голове, либо, в лучшем случае, на бумаге. Ещё успех телевизионного проекта, конечно же, зависит от команды, которая его воплощает. А если говорить о команде, то это, конечно же, те люди, которые переживают за то, что они делают, которые стараются играть по правилам, приемлемым для этой группы людей. Важно также уметь правильно подобрать эту команду. И если говорить о команде, то нужно говорить и о каждом её участнике в отдельности. Ведь насколько человек болеет за своё дело — настолько это отражается на работе его коллег и на конечном результате.

По поводу ингредиентов моё мнение таково: нет никаких преград, которые могли бы повлиять на качество того или иного продукта в украинском телеэфире. Всё зависит от людей, от их отношения к работе, от, повторюсь, количества интересных идей и целеустремлённости в их реализации. Если сравнивать те зарубежные проекты, в которых я принимала участие, то наш украинский продукт по качеству ничуть не хуже, а может быть, и лучше. Поэтому я считаю, что нет ничего такого, что нам недоступно. Всё зависит от желания воплотить интересную идею.

Юрий МАКАРОВ, «1+1»:

— Рецепты, в принципе, существуют, только их не издают в виде книжки (типа: «Сто секретов тайской кухни»). Итак: нужно иметь представление о потенциально «своем» зрителе. Нужно иметь идеи. Нужно знать законы жанра, в котором работаешь. Нужно располагать соответствующим бюджетом — увы, без денег телевидение не делается. Нужно иметь безупречно надежную и немного сумасшедшую команду. Нужно понимать технологию (технологию в широком смысле) каждой операции и не соблазняться на кустарщину. Нужно иметь под каждый проект харизматичного ведущего — едва ли не основное требование. Желательно, чтобы у кого-то из команды или у всех вместе была в запасе культура, прочитанные книжки, просмотренные фильмы, объезженные страны, чувство моды, стиля, вкуса, меры, наконец… Но всегда есть какие-то тонкости, которые прячутся в руках, в моторике, в автоматизме реакций и которые даже не приходит в голову формулировать. Два человека становятся рядом у плиты, берут одинаковое мясо, одинаковые овощи, одинаковые приправы, делают вроде бы одинаковые вещи, но у одного выходит фрикасе не хуже, чем у Максима, а у другого — столовский гуляш. Потому-то телевидение считается отчасти (только отчасти!) искусством. Другое дело, что на нашей долготе и широте далеко не все признают наличие рецептов, а некоторые даже не подозревают об их существовании.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать