Перейти к основному содержанию

Марина БОНДАРЕНКО: Появление «Green-Зоны» – это результат моей «зеленой» эволюции

05 октября, 00:00

Как-то так произошло, что за 10 лет независимости в украинском национальном телепространстве не было создано ни одной (!) программы, которая бы непосредственно касалась темы экологии и при этом систематически выходила в эфир. Эту нишу уверенно заняла программа «Green-Зона», уже полгода выходящая на телеканале СТБ. За это довольно короткое время программа вошла в историю украинского телевидения, конечно, самим своим появлением, а еще тем, что успела получить Гран-при «Кришталева чайка» на Всеукраинском конкурсе телерадиопрограмм «Україна єдина». О тернистом пути программы от «пилота» к «хрустальному признанию» «Дню» рассказала руководитель проекта «Green-Зона» Марина БОНДАРЕНКО.

— «Green-Зона» — «зеленое» ноу-хау украинского эфира. Как возникла идея создания экологического телепроекта?

— Идея такого проекта лежала просто на поверхности. И действительно странно, что ее никто не «подобрал» до нас. Что касается появления «Green-Зоны» — это результат моей «зеленой» эволюции. Редакции и телестудии — мой дом родной, я в них выросла (мои родители-журналисты, преданные своей работе, считали их нормальной средой для своего ребенка). Следовательно, я обречена была стать журналистом и, как ни удивительно, с удовольствием подчинилась судьбе: университет — факультет журналистики, работа в газетах, на телевидении. А два с половиной года назад в монтажных аппаратных и редакциях я стала бывать уже как пресс-секретарь Партии Зеленых Украины. Следовательно, захотелось сделать что-то, что было бы самостоятельным полноценным проектом. И моя новая чиновнически-структурируемая жизнь все же нуждалась в творческом выходе.

— Поэтому «Green-Зона» — это удовлетворение творческих амбиций, пропаганда «зеленых» идей или коммерческий проект?

— Это все — составные существования проекта. Вот только относительно последнего... От «пилота» (который делала команда энтузиастов из числа моих друзей-телевизионщиков) до эфира прошло около трех месяцев. Были телеканалы, которые принципиально не брали «чужой» телепродукт, другие рисовали такие суммы за эфир, что перехватывало дух. Единственный канал, который к нам нормально отнесся, — это СТБ. И уже полгода, с 18 марта 2001 года, мы в эфире. Рейтинги небольшие, но и с эфира пока что не «слетаем».

— «Чужой» телепродукт? Кто делает «Green-Зону» для СТБ?

— То, чем сегодня является «Green-Зона», — результат работы сборной команды в составе шести профи: режиссер — Татьяна Свирь (чрезвычайно энергичная), сценарист — Олекса Чорнояр (талант!), репортер — Лесь Чередниченко (смелый сборщик информации), оператор — Алексей Лавский (всевидящий глаз), видеоинженер — Юрий Конотовский (экстрим-монтаж) и я. Все мы собираемся на ТК «Золотые ворота» и пытаемся сделать качественный недельный телепродукт. Ведь выходим в 9.30 каждое воскресенье. Представляете?! Как переварить экологию на завтрак в воскресенье?! Такая тяжелая для восприятия тема, как экология, и в будни не очень «жуется».

— И у вас есть удачный рецепт для приготовления «вкусного» продукта?

— Есть технология приготовления. Главное — мы имеем право творческой самостоятельности в выборе тем: снимаем то, что интересно нам, а следовательно, и зрителю. Разве зрителю не важно знать, что под самыми большими городами Украины на предприятиях по захоронению радиоактивных отходов уже десяток лет длится перманентная авария; или что такое генетически модифицированные организмы, почему их добавляют в продукты питания и почему их так много на украинском рынке; или как ведутся климатические войны; или о том, что все блоки украинских АЭС безнадежно «больны» из-за охрупчивания никеля; или почему глава СБУ пишет на имя премьера о ситуации с мусором в столице... Я могу продолжать, но лучше смотреть программу. Следует отметить, что наша «зеленая» заангажированность не лишает нас объективности. В «Green-Зоне» всегда присутствуют разные точки зрения, экспертные оценки. Стилистика программы, ее разножанровость (от детективных историй до анекдотичных случаев), реактивный монтаж, использование архивных видеоматериалов, компьютерной графики, современная, иногда просто эпатажная музыка — все это и есть «Green-Зона».

— При всем этом на какую аудиторию вы рассчитываете?

— Хотя бы на тех, кто способен проснуться в воскресенье до десяти. А если серьезно, зритель «Green-Зоны» — это человек, который думает, в каком мире он живет и что его ожидает в будущем (как бы это пафосно ни звучало). До недавнего времени в интервью различным изданиям мы называли себя «зелеными террористами», которые стремятся «подорвать» серое сознание людей по отношению к окружающему миру и, в конечном счете, — к себе. Сегодня такие определения могут вызывать неадекватные ассоциации, поэтому мы сбились на патетику.

— Программа об экологическом аспекте войны в Косово, за которую вы получили в Одессе Гран-при, была постскриптумом событий на Балканах. В ближайшей вашей программе о терроризме, толчком к которой послужили события в США, будет прогноз развития ситуации?

— В наших программах мы не делаем особых прогнозов, мы показываем ситуацию, какой она есть. Нас часто обвиняют в том, что чуть ли не каждая вторая наша программа — это сплошной ужас. Мы объясняем, что все, что мы показываем, — это правда. В «Green-Зоне» даже есть «территория» — «досье», где содержатся голые факты без комментариев. И лучше о них знать и что-то пытаться изменить, чем не знать или не хотеть знать и под красивые шоу постепенно себя уничтожать.

— Вы думаете, что можете что-то изменить, воспитать экологически сознательных зрителей?

— Если бы мы так не думали, то, уверяю вас, не отвоевывали бы еженедельно «Green-Зону». Эта территория — больше чем двадцать минут эфирного времени еженедельно. Думаю, без преувеличения, что экологические проблемы уже сегодня волнуют каждого, хотя бы на бытовом уровне. Еще несколько лет назад я не думала, что буду покупать воду в бутылках, чтобы просто попить или что-то приготовить. Или такой пример. Наша режиссер еще полгода назад была далека от любой экологии. Теперь она постепенно превращается на такого себе экологического диверсанта, который пишет на сознательности зрителя лозунги зеленого цвета. Мы — это почти боевое подразделение, и условия работы у нас довольно экстремальные.

— Есть ли вообще реакция на вашу программу?

— Реакция на программу есть. Особенно оперативно она поступает от героев «Green-Зоны» — тех, кого спасаем или критикуем. Вот, например, после выхода в эфир программы о генетически модифицированных организмах буквально через несколько дней в телекомпанию пришел представитель компании, о которой, в частности, шла речь в передаче, и попросил кассету с программой. Еще через неделю пришло письмо, в котором нас обвиняли в «подрыве авторитета и нанесении вреда деловой репутации самой влиятельной в мире корпорации по производству генетически модифицированной продукции». Хотя судебного иска мы так и не дождались.

— Показательное судебное рассмотрение — чем не повод для раскрутки молодой программы? Вы нарываетесь?

— Ваша правда, промоушен нам не хватает. Мы анонсируем программу на СТБ, дублируем ее выходы на «Грависе». Довольно успешно она идет на региональных каналах. Заявили ее на конкурсе в Одессе, взяли Гран-при, дали несколько интервью и, собственно, все. Но, поверьте, делать имя программе на судебных делах... мы не настолько радикалы. Лучше просто снимать хорошую программу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать