Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Балканский круговорот

24 марта, 00:00
Балканский полуостров оказался на грани очередной войны. У македонской власти лопнуло терпение после вылазок албанских экстремистских группировок. Президент Борис Трайковски пообещал, что никаких переговоров с экстремистами не будет, вместо этого они будут ликвидированы. Агентства сообщают, что в результате начала операции македонской полиции уже есть первые жертвы.

Украина с начала конфликта уже несколько раз официально заявляла, что полностью поддерживает действия македонского правительства, направленные на прекращение экстремизма. Под председательством Украины Совет Безопасности ООН одобрил 21 марта резолюцию относительно событий в регионе. Сообщается также, что Украина, реагируя на просьбу македонской власти о предоставлении помощи, передает Скопъе четыре вертолета Ми-8 из 14-го отдельного вертолетного отряда Вооруженных сил. Машины уже перебазированы в Македонию, украинские специалисты проводят обучение македонских пилотов и технических специалистов. По-видимому, если бы подобная дипломатическая активность имела место и в прошлом, Украина бы имела намного больше возможностей сотрудничества с балканскими странами, чем сейчас. И возможно, несколько более крепкие позиции на международной арене.

Македонское руководство получило на этот раз моральную поддержку со стороны ООН и НАТО. Экстремистов призывали сложить оружие и разойтись по домам лидеры косовских албанцев (которые еще недавно воевали против Югославии, и которых в Косово фактически поддерживал Запад). Возможно, на какое- то время это произведет впечатление.

С другой стороны, пока что не видно никаких усилий международного сообщества, которое бы наконец задумалось над своими ошибками в балканской политике (последним примером было Косово) и предложило реальные меры, с тем чтобы раз и навсегда покончить с «балканским узлом» как источником постоянной нестабильности.

Поэтому исторический экскурс кажется необходимым. Тем более, что сегодняшняя Украина активно участвует в миротворческих усилиях, и Балканы расположены совсем рядом с украинскими границами.

Кровавые и трагические события последних лет на Балканах, потрясшие своей дикостью и внешним несоответствием времени (конец XX века) и месту (Европа) оказываются всего лишь слегка видоизмененным вариантом тех событий, которые уже имели место в этом регионе.

На протяжении всего ХХ века Балканский полуостров оказывался местом столкновения интересов «великих» держав, военно-политических группировок и блоков. «Восточный вопрос», суть которого состояла в изгнании турок с территории «старого» континента, а также в противостоянии, с одной стороны, германо-романского, с другой, славянского элементов, — будучи переведенным из области теории в плоскость практических действий во время Балканских войн 1912— 1913 гг., на многие десятилетия превратил территорию полуострова в зону повышенной конфликтности и чрезвычайно шаткого равновесия.

События Первой мировой войны еще более усложнили ситуацию на Балканах и вокруг них. Система мирных договоров, подписанных в рамках Парижской конференции в течение 1919—1920 годов, на какое-то время узаконила искусственно проведенные «великими» державами границы между государствами полуострова, загнав вглубь существовавшие противоречия и породив новые конфликтные узлы.

Практически все балканские страны восприняли новый миропорядок и новые границы как несправедливые, не учитывающие интересы каждой из них и, к тому же, навязанные силой. Никто из крупных игроков европейской и мировой политики не думал о судьбе Болгарии, Королевства сербов, хорватов, словенцев и их соседей.

Режим наибольшего благоприятствования получила Сербия, как государство, внесшее заметный вклад в успех победившей Антанты. Территориальные и прочие приобретения Сербии оказались наиболее внушительными не только на Балканах, но и в Европе в целом. Это обстоятельство, правда, имело свои как положительные, так и отрицательные стороны: увеличение территории Сербии и возникшего на ее основе после войны нового государства — Королевства сербов, хорватов, словенцев — осуществлялось за счет соседних стран, в результате чего практически все соседи Белграда сохранили к нему территориальные претензии, а следовательно, и затаенную на время неприязнь.

«Версальскую» Европу создавали, исходя из своих национальных, геополитических и геостратегических интересов, Франция, до начал 30-х годов игравшая в юго-восточной Европе главенствующую роль, Великобритания и США. Австро-Венгрия прекратила свое существование. Германия была побеждена. Россия поедала самое себя в боях гражданской войны и борьбе за установление нового строя. Очередное изменение соотношения сил на европейской политической сцене, связанное с триумфальным возвращением на нее Германии и усилением роли СССР, вновь поставило «балканскую» проблему на повестку дня.

В какой-то момент для руководства нацистской Германии, поверившего в реальность своей мечты о «мировом» господстве, Балканы превратились в ключевой элемент нового европейского порядка.

При этом, если для всех других государств полуострова германское руководство считало достаточным установление профашистских режимов, то Королевство Югославия немцы решили расчленить, оккупировав значительную часть его территории и создав на другой части марионеточное «Независимое государство Хорватию».

На смену «версальской» Европе после завершения Второй мировой войны пришла Европа «ялтинская». Югославии опять «посчастливилось» оказаться в лагере триумфаторов.

Относительное спокойствие на Балканах после 1945 года поддерживалось за счет баланса интересов, достигнутого в регионе двумя противостоявшими на арене «холодной войны» блоками. Из шести стран, расположенных на полуострове, две вошли в состав НАТО (Греция и Турция), две присоединились к Варшавскому договору (Болгария, Румыния), две (СФРЮ, Албания) после некоторых колебаний в первые послевоенные годы стали сторонниками политики нейтралитета, а затем выступили в роли «третьей» силы. Балканский полуостров превратился в «буферную» зону между западным и восточным мирами.

В 1991 году «вторая» Югославия — СФРЮ, — плод Второй мировой войны и Ялты, разделила судьбу Югославии «первой» — Королевства сербов, хорватов, словенцев, — которая появилась на свет после Первой мировой. На ее руинах возродилась к жизни Югославия «третья» — Союзная Республика Югославия (СРЮ), — существующая и по сей день. Правда, дальнейшая судьба нового государства, объединившего в своем составе ряд народов бывшей СФРЮ (сербы, черногорцы, венгры Воеводины, албанцы Косово), неясна. При этом тенденция к дальнейшему дроблению территорий сохраняется и поныне, в то время как в начале прошлого столетия доминирующей была тенденция к объединению. Пример Македонии, где развернулись всем известные события (столкновения между армией и албанскими боевиками) актуален и подтверждает вышесказанное.

Еще одним из отличий сегодняшней ситуации — кроме принципиально новых образцов вооружения и телетрансляций боевых действий — является существование на карте полуострова областей и целых государств, пребывающих под юридически оформленным или же фактическим международным управлением с присутствием на их территории иностранных воинских контингентов (Косово и Метохия, Босния и Герцеговина, Македония). Это, пожалуй, можно было бы считать приметой нового времени и нового мирового порядка. Хотя, с другой стороны, в свое время в Боснии Австро-Венгрия появилась также как «международный управитель», призванный защитить какие-то «самые главные», для этой эпохи ценности...

...В течение всего XX века «великие» державы, оказываясь у руля европейского и мирового политического процесса, почему-то сразу же предпринимали попытки запустить на Балканах «объединительные» проекты. В далеком от нас 1916 году англичане склонялись к тому, чтобы пойти на создание на полуострове нескольких государственных образований, но «в составе обновленной и демократизированной» Австро-Венгрии. После окончания Первой мировой войны коммунисты балканских стран планировали объединиться в «Балканскую социалистическую республику». Опасаясь Германии, Франция в 30-е годы предпринимала усилия к созданию Балканского союза на базе Малой Антанты (Югославия, Чехословакия, Румыния), сумев на некоторое время добиться подписания Балканского пакта (Греция, Румыния, Югославия, Турция). Попытки аналогичного характера продолжили в последующие годы сначала Германия, а затем — Великобритания, США и, с другой стороны, СССР.

Сегодня на Балканском полуострове также уже появились новые «интеграторы» из числа ведущих игроков мировой политики. Интеграционных проектов существует ныне несколько. Есть американская инициатива — 5ЕСІ, есть план, разработанный Европейским Союзом — так называемый Роямонский процесс, переросший в последние годы в Пакт стабильности юго-восточной Европы. Есть, кроме того, инициативы, исходящие от самих стран региона и субрегиона. Странам юга и востока «старого» континента на их пути в общеевропейское политическое и экономическое пространство предлагается главным образом региональный подход. Интеграция в Европу для каждой из этих стран в отдельности оказывается практически невозможной (за редким исключением). Их ждут в «европейском доме» только всех вместе. Или не ждут вообще.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать