Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

СОВЕСТЬ как политическое доказательство

Штрихи истории
20 марта, 00:00

В истории каждой страны есть люди, которые могут считаться «совестью нации», — это еще одно выражение, также полезное для политической имидж-информации. Их имена становятся своеобразным национальным мифом, примером для всего народа.

Стоит вспомнить Мохандаса Ганди, прозванного в Индии Махатмой («Большая душа»), который разработал тактику ненасильственной борьбы за независимость, выступал против индо-мусульманских погромов и был убит шовинистами. С его именем и до сих пор связана вся государственная политика этой страны. Еще один пример — Нельсон Мандела. Осужден в 1964 году к пожизненному заключению, освобожден при поддержке мировой общественности в 1990 году, президент Африканского национального конгресса в 1991 г., борец за права «Черного континента», экс-президент ЮАР. По-видимому, следует вспомнить и одного из наиболее выдающихся ученых XX века Андрея Дмитриевича Сахарова, который почти всю свою жизнь добросовестно искупал причастность к изобретению «водородной бомбы». Он был одним из лидеров правозащитного движения в СССР; после публикации работы «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» А.Д. Сахаров был отстранен от секретных работ, а после протеста против ввода войск в Афганистан правозащитника лишили всех наград и отправили в ссылку в город Горький. Еще один россиянин, благодаря которому мир узнал об «Архипелаге ГУЛАГ», автор художественного исследования государственной системы уничтожения людей в СССР, лауреат Нобелевской премии 1970 г. — Александр Солженицин, провел в сталинских лагерях 9 лет — с 1945 по 1953 гг. Он стал одним из творцов новой национальной идеи и вернулся в Россию только в 1994 году.

Время испытывает человека, а выводы делает история. Ответственность за свои поступки — это и дело совести в том числе. Пример бесспорного определения высшей правоты человека сделал поэт, политический узник СССР, украинец Василий Стус. В тюремном госпитале умер старый узник — литовец Клеманскис. На вечерней поверке Василий вышел впереди шеренги и сказал: «Не стало нашего товарища. Его лишили последнего утешения: чтобы в последний путь его провели те, кто делил с ним жизнь, хлеб и соль... Давайте сделаем для него то, что можем: снимем в память о нем шапки. Все, даже сучня (так называют в зонах тех, кто, выслуживаясь перед начальством, доносит на товарищей) сняли шапки, вся шеренга».(Дмитрий Стус. «Жизнь и творчество Василия Стуса», Киев, 1992.)

Такие люди не выставляют свою совесть, как товар на рынке. Это слишком большая цена, чтобы самоутверждаться таким способом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать