Появятся ли новые «гранды» украинского телевидения?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001215/4231-9-1_0.jpg)
Недавно в Киеве проходила международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам перехода от телевизионной системы СЕКАМ (в рамках которой функционирует и ТВ в Украине) к цифровому телевидению, которое сейчас покоряет мир. Оставим в стороне многие аспекты этой проблемы и сакцентируем внимание только на одном: такой процесс позволяет, в частности, существенно увеличить количество каналов вещания. Например, в границах одной частоты может независимо идти в эфир четыре программы.
Следовательно, в Украине, где сейчас существуют только три полноценные общенациональные телесети (УТ-1 для Национальной телекомпании Украины — НТКУ; УТ-2 — для студии «1+1» и УТ-3 — для телекорпорации «Интер»), с переходом на цифровой метод распространения сигналов, количество всеукраинских программ могло бы вырасти до 10 — 12.
Но давайте выясним — что такое «общенациональный канал вещания»? Согласно Закона Украины «О телевидении и радиовещании», таковым является «канал вещания, предназначенный для трансляции телерадиопрограмм более чем на половину областей Украины». Исходя из этого, достаточно в небольших районных городках (а то и поселках) 13- ти областей установить 100-ваттные передатчики, каждый из которых своим сигналом покрывает зону проживания 10—15 тысяч населения, и начать транслировать через эти техсредства свою программу, как таковая телекомпания становится общенациональным вещателем, имея потенциально в Украине зрителями не более 100 — 150 тысяч ее жителей (или около 0,2 — 0,3% населения). Подобная норма появилась в нашем базовом радиотелевизионном законе 1995 года под давлением околопарламентского лобби. Получая таким причудливым способом статус общенационального вещателя, некоторые «телевизионные деятели» представлялись на Западе этакими значительными фигурами украинского национального эфира, чтобы домогаться инвестиций или ссуд.
По моему мнению, телекомпания может считаться общенациональной только при условии, что она распространяет свои программы на территорию Украины, где обитает больше половины всего населения: ведь именно для них, телезрителей, ведется вещание, а не для абстрактной величины территориальных единиц. С этой точки зрения под определение реальных общенациональных подпадают только три «гранда» Украинского телевидения: НТКУ (сеть УТ-1 с охватыванием 95% населения); студия «1+1» (УТ-2 — около 90%) и «Интер» (УТ-3 — более 70%).
Другая картина может вырисовываться, если рассматривать наше телерадиоинформационное пространство строго в соответствии с приведенными выше требованиями Закона «О телевидении и радиовещании»: тогда под критерии общенационального вещателя можно подводить и ICTV, СТБ или «Новый канал». Хотя их обычно именуют региональными каналами.
Казалось бы, какая разница — общенациональный ты вещатель, или региональный? Хотя как на это посмотреть. Оказывается, право «вещать на всю Украину» дает не только преимущества, но и имеет свой негатив. Кроме уже упоминавшейся выше возможности добывать за границей «под весомость» инвестиции и кредиты (это — плюс), для «весовиков» есть один существенный минус, который вскоре впервые проявится. Суть в том, что в соответствии со статьей 27 Закона «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» последний «устанавливает по согласованию с Министерством финансов Украины предельные размеры расценок за рекламу, которая распространяется на общенациональных ... каналах вещания». Собственно, такая норма действует с момента принятия закона о Нацсовете в сентябре 1997 г., но по различным причинам предыдущий состав этого конституционного вневедомственного государственного органа не реализовал эти полномочия. И только сейчас новый состав Национального совета намеревается на 2001 год всем «грандам» установить высшую и низшую границы их рекламных расценок. А это уже существенно будет сковывать вещателям общенациональных каналов их ценовой маневр в рекламе. Следовательно, сколько будет таких субъектов в телевидении Украины — три или шесть-семь? А, может, больше? Ибо еще семи телекомпаниям были выданы лицензии на спутниковое вещание. А, как известно, радиолуч с поднебесного ретранслятора не признает в правилах своего распространения не то что границ наших областей, но и государственных границ. Поэтому логичным было бы, чтобы компании, которые осуществляют распространение своих программ через спутники, титуловались бы не только общеукраинскими, но и международными вещателями. Правда, из нашей «космической семерки» только НТКУ и СТБ реально пользуются спутниковыми каналами. Другие же только формально «застолбили» себе через лицензии Нацсовета такое право.
Вернемся опять к телечуду цифровых ТВ, о котором речь шла в начале статьи. Следовательно, для информационного пространства Украины вырисовывается (пусть хотя бы гипотетически) перспектива технологически обеспечить создание условий для функционирования дюжины общенациональных телеканалов. А будут ли такие возможности реально востребованы? Вот в этом есть большое сомнение.
Триада существующих нынче «больших вещателей» (НТКУ, «1+1», «Интер») сложилась в середине 90-х годов в силу совпадения различных обстоятельств: УТ-1 унаследовал все «прелести» государственного телевидения; к «раскрутке» студии «1+1» благодаря О. Роднянскому удалось привлечь серьезный западный капитал; становлению начатого О. Зинченко «Интера» на первых порах существенно содействовало российское ГРТ. Общеизвестно, что телевидение — вещь очень дорогая. Организация общенационального канала в Украине нуждается в нескольких сотнях миллионов гривен (ведь только годовые проплаты Концерна РРТ за распространение сигнала достигает 15—20 млн грн.). А главная кормушка коммерческих ТВ — рекламный «пирог» — в Украине очень уж худосочная. Настоящих же медиа-магнатов, на которых держится электронный бизнес в западных странах или в той же России, у нас нет. Поэтому представь сегодня Национальный совет на конкурс несколько новых общенациональных каналов — есть большое сомнение, будет ли спрос хотя бы на один из них.
Ибо те, кому эпизодически нужным бывает телевидение, — политики во время избирательных кампаний, — предпочитают региональные телестудии общенациональным. Ведь местное ТВ ближе к своему зрителю (по терминологии политиков — электорату), оно же пребывает в области «административного ресурса» и, к тому же, дешевле в пользовании.
Незначительные надежды относительно расширения семьи общенациональных вещателей возлагаются на появление в Украине общественных ТВ. Но внимательно вчитываясь в статью законопроекта «О внедрении общественного телерадиовещания в Украине» (так и не подписанного Президентом Украины), замечаешь, что речь идет в нем фактически только о трансформации тех же государственных НТКУ и НРКУ в другую форму.
Поэтому, к сожалению, экономические реалии нашего общества не дают оснований надеяться на появление в ближайшее временем в кругу «грандов» Украинского телевидения новых значительных вещателей общенационального масштаба.