Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Прощальная хроника от Александра Клековкина

01 декабря, 00:00

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ-ЛАБОРАТОРИЯ ПРИ ТЕАТРЕ НАЦИЙ. Театр-Лабораториум Ежи Гротовского получил статус Международного института-лаборатории при Театре Наций (с базой в Вроцлаве). Его деятельность связана не столько с подготовкой спектаклей, сколько с воспитанием и тренировкой актеров. Объявляя о своей преемственности принципов К. С. Станиславского и работая над постановками классики, Гротовский утверждал принципы т. н. «бедного театра» (отказываясь от внешних постановочных средств и сосредоточивая внимание на актере). Частично эти идеи перекликаются с идеями Антонена Арто и Питера Брука.

1975

ФЕСТИВАЛЬ ДУРАКОВ. С этого года в Амстердаме устраивается ежегодный двухнедельный фестиваль клоунов и мимов, в котором участвует более 90 групп, показывающих около 500 представлений на улицах города. Организатор и ведущий теоретик «дураков» — Джанго Эдвардс. Идеология фестиваля дураков опирается на давнюю карнавальную традицию, распространенную во многих странах Европы. В частности, с ХII века в структуре европейского карнавала рождается традиция проведения с 26 декабря до Богоявления праздника дураков (паяцев) — забавы послушников, школяров и певчих, которая существовала в лоне всенародного карнавала. 6—14 января в средневековой католической церкви проводился праздник, который назывался иподиаконов — праздник дураков или ослов — как воспоминание о бегстве святого семейства в Египет (осел был священным животным Диониса, Деметры и вакхических божеств, которых он торжественно вез в храм во время дионисий). В рождественские и новогодние «интеллектуальные каникулы» с их вседозволенностью младшие чины церкви пародировали культовые ритуалы и священные тексты. Первые упоминания о фестивалях паяцев и праздниках ослов в Европе относятся к концу ХII века, а к 1381 году — и сообщение об организации «Ордена дураков». В ХV веке гильдии паяцев и корпорации дураков, общества и ассоциации объединяли чиновников, школяров, низшую церковную и монастырскую братию, студентов-вагантов. Во главе этих союзов стояли избранные демократическим голосованием Князь Дураков, Мать Дуреха, Король или Император, Епископ, Архиепископ или Принц Дураков, Лорд Беспорядка, Повелитель Дебошей или Король Рогоносцев. Во время Праздника Дураков разыгрывались пародийные культовые ритуалы — не только на улицах, но и около церковных алтарей. Во время самой службы, как с возмущением сообщалось в окружном послании богословского факультета Парижского университета от 12 марта 1444 года, дьяконы и субдьяконы в вычурных «харях» (масках) и одежде женщин, гистрионов танцевали в храме, пели на хорах неприличные песни, ели кровяные колбасы возле алтаря, играли в кости и наполняли церковь вонючим запахом кадильниц, в которых сжигали куски старых подошв, скакали по церкви и не стеснялись своих неприличных «танцев». По окончании смеховой литургии клирики катались на возах по городу и осыпали прохожих дерьмом, демонстрируя «зрелища гадкие» и сопровождая их неприличными шутками.

В некоторых церемониях обществ дураков главным персонажем зрелища был осел. Узаконенный церковью еще в IХ веке «праздник ослов» отмечался на Рождество в память библейского предания о пророке Вааламе. Пародийный «Ваалам» ехал верхом на осле в сопровождении священников — «ветхозаветных пророков», которые провозглашали рождение Мессии. В память о бегстве святого семейства в Египет праздник сопровождался инсценировкой, в которой переодетый девушкой юноша изображал Деву Марию. С ребенком или с куклой на руках он триумфально ехал на осле от церкви по городским улицам в сопровождении огромной толпы. События священной истории приобретали пародийную окраску: до начала «мессы осла» возле храма появлялся осел в золотом церковном наряде — его торжественно встречали клирики с бутылками вина, вводили в церковь и ставили около алтаря, где коленопреклоненное духовенство приветствовало его, воспевало и окуривало ароматами. Каждая часть бурлескной мессы вместо традиционного «аминь» заканчивалась ревом осла.

Неоднократные запрещения праздника дураков во Франции известны с ХIII века, а последнее запрещение датировано 1445 годом и связано с именем Карла VII, однако существуют сведения, что праздник отмечался еще в XVI веке.

Одним из атрибутов карнавалов были корабли дураков, которые перешли из древнегреческих праздников в честь Афины (на корабле приплывал Дионис) и многих других культов плодородия, в мифологических структурах которых корабль, плуг, воз и фаллос стояли в одном семантическом ряду. На корабле (ковчеге, лодке) обитала «нечисть» — черти, демоны, гулящие девки, «эрудиты», «доктора богословия», «монахи». «Праздники дураков» (fеstа stultоrum, fаtuоrum, fаllоrum), — писал М. Бахтин, — отмечались школьниками и низшими клириками не только в день св. Стефана, но и на Новый год, в день «Избиения младенцев», в «Богоявление», в Иванов день (Купала). Праздник дураков — одно из наиболее ярких и чистых выражений средневекового праздничного смеха. Другое его название — «праздник осла», установленный в память о побеге Марии с младенцем Иисусом в Египет на осле. В центре этого праздника была не дева Мария и не Иисус, а сам осел и его крик «Hіnhаm!».

В Украине подобные праздники устраивали путешествующие дьяки и «вандровани пахолки», которые разыгрывали забавные пародии и диалоги, ставили интермедии и трагедии, а к Рождественским праздникам готовили специальные стихи-орации, «звезду», вертеп, колядовали, щедровали и тому подобное.

1976

ОХОТА НА УТОК. 25 апреля — первая постановка пьесы А. Вампилова «Охота на уток».

ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ.

Премьера фильма, который дольше всего (11 лет) находился в прокате — «Полет над гнездом кукушки» М. Формана.

«ГОЛУБЫЕ ОЛЕНИ». Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко 1977 года за произведения 1976 года — «Голубые олени» и «Кравцов» Олексы Коломийца.

1978

МИРОВЫЕ ПРЕМЬЕРЫ. «Осенний марафон» А. Володина. «Игра теней» Ю. Эдлиса. «Гнездо глухаря» В. Розова. «Собор Парижский Богоматери», представление Робера Оссейна. «Его величество — каравай» Василия Минка. «Дикий Ангел» Олексы Коломийца. «Bee Gees» — «Sgt. Peppers lonely hearts club band». «Тыл» Николая Зарудного — Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко. «Мимино», фильм Г. Данелия. «Незаконченная пьеса для механического пианино», фильм Н. Михалкова. «Восхождение», фильм Л. Шепитько.

1979

ТЕАТР НА ВОДЕ. Архитектор А. Росси создал «Театр дель Мондо», плавучий театр, который странствует по каналам Венеции. (Начало см. в «Дне» от 28.01. Продолжение следует.)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать