Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Профессиональный патриотизм против профессионального хулиганства

02 ноября, 00:00

В понедельник в Киеве, возле здания Подольского райсуда, группа «патриотически настроенных» мужчин и женщин пожилого возраста избила Олеся Бузину, эпатажного журналиста «Киевских Ведомостей», автора книги «Вурдалак Тарас Шевченко» и других довольно неканонических статей о ведущих фигурах украинской литературы. Эта «группа поддержки» явилась на суд по иску нескольких писателей из Союза писателей Украины против журналиста и газеты, которая напечатала на своих страницах возмутившее их произведение. Истцы в качестве моральной компенсации за оскорбление классика требовали 500 000 грн. с редакции «К.В.» и 100 000 грн. с «пасквилянта».

Тем не менее, судебное заседание было перенесено по ряду технических причин. А уже на выходе из здания суда недовольная таким исходом дела «группа поддержки» писателей решила объяснить журналисту, что он не прав в оценке великого Кобзаря. Объясняли по-отечески, с помощью наиболее вразумительных аргументов — кулаков. Литературно-прикладной диспут прервал наряд милиции. Врачи диагностировали у Олеся Бузины сотрясение мозга, повреждение носа, обширные гематомы и рваные царапины на лице, с чем он и был госпитализирован.

В этот же день в Ровно была предпринята попытка погрома редакции «Рівне Вечірнє», которая рискнула 20 октября перепечатать главы из той же книги «Вурдалак Тарас Шевченко». После этого крупнейшую газету области лишили аккредитации на заседаниях горсовета, а 30 октября под стены редакции явились группы возмущенных пикетчиков. Их представители во главе с народным депутатом Василием Червонием попытались передать осуждающее эту публикацию письмо главному редактору «Вечерки», но того на месте не оказалось. Тогда в окна редакции полетели камни, а ее стены оказались расписанными гневными лозунгами типа «Геть із Рівного!», а также почему-то шестиконечными звездами. Милиция не очень препятствовала активному пикетированию с битьем окон, однако полноценного разгрома редакции не допустила, в результате чего пять милиционеров пострадали. По факту нападения возбуждено уголовное дело.

Кстати, шеф-редактор газеты «Рівне Вечірнє» Николай Несенюк является членом Руха (Удовенко). Василий Червоний — член Руха (Костенко). По факту скандала вокруг газеты между двумя ветвями Руха вновь пролетели искры. А пресс-секретарь Руха Удовенко Дмитрий Панамарчук уже сделал заявление, что они исключат Н. Несенюка из партии. Правда, разногласия между двумя Рухами в данном случае «не принципиальные»: если Костенко допускает «народный гнев» в виде мордобоя и погрома редакции, то удовенковцы, похоже, готовы ограничиться словесно-организационным осуждением.

Валентина ШАХ, заместитель редактора газеты «Рівне Вечірнє» рассказала: «В понедельник мы работали над очередным номером газеты. Когда начался пикет, то сначала это была просто шумная толпа из нескольких десятков хорошо известных в Ровно людей. Потом в редакцию зашел Червоний. На глазах у милиционеров Червоний несколько раз ударил телеоператора ТРК «Рівне-1» Александра Кондратенко. Прибывшие с Червонием люди начали бросать камни в окна редакции. На мои требования к милиционерам навести порядок последние реагировали очень неохотно, и только тогда, когда камень попал в голову нашей сотруднице Людмиле Якубець, на место присшествия был вызван отряд милиции «Беркут», которого также забрасывали камнями, нанеся травмы нескольким бойцам. Хулиганы действовали не таясь, зная, что их снимают телекамеры. За несколько часов после погрома я имела разговор с начальником областного управления МВД генералом Анатолием Французом, который сообщил, что по факту нападения на редакцию возбуждено уголовное дело».

На следующий день Николай Несенюк попросил прокомментировать хулиганские действия, совершенные под руководством Василия Червония, главу партии и депутатской фракции, к которым относится этот депутат.

Юрий КОСТЕНКО : «Газета напечатала клевету на гения украинского народа и это вызвало справедливый гнев. Любой народ встанет на защиту своего символа, а таким символом является Тарас Шевченко. Что касается того, что народное возмущение приняло такие формы, то за девять лет нашей истории такое случалось не раз, бывало и камешки летали...»

Отвечать на вопрос, вкладывается ли в понятие «протест» разбивание окон и травмирование женщин, депутат Костенко отказался.

Таким образом, имеем полную картину события. Василий Червоний посчитал, что под видом «народного гнева» может посчитаться с независимой газетой и ему за это ничего не будет. Не далее как год назад Червоний со своей постоянно действующей группой сторонников ворвался на центральную площадь города Ровно во время празднования Дня города. Там выступали детские танцевальные ансамбли из различных стран. Праздник был сорван, а Червоний... подал иск в суд на горисполком, который как-будто нанес ему моральный ущерб. Иск был принят и дело до сих пор не закрыто.

Феномен безнаказанности депутата с навыками комсомольца- дружинника 80-х годов, перенесенными в новое время под новые знамена, еще ожидает своего исследования. Прав Юрий Костенко, называя разбойничьи действия своего товарища «народным гневом». У нас действительно милиция, как огня боится «политических дел». Т.е., если человека просто побили, то преступник садится на скамью подсудимых, если же человека побили под определенными лозунгами, то ответственность часто несет сам пострадавший. Представляется, что нападение на редакцию газеты «Рівне Вечірнє» должно стать тестом на соблюдение законности как правоохранителями, так и теми, кто обязан защищать гарантированную Конституцией Украины свободу прессы.

Не исключено, что руки хулиганам Червония определенным образом развязал городской совет Ровно, который за день перед тем принял странное решение лишить «Рівне Вечірнє» аккредитации на своей сессии в связи с публикацией отрывков из произведения Бузины. Если горсовет может принимать абсурдные и абсолютно незаконные решения, то почему не нарушать закон и правопорядок толпе, да еще и под прикрытием депутата Верховной Рады?

Олег ВЕРГЕЛИС, член редколлегии «Киевских Ведомостей»:

— Мы пришли к такому порогу в жизни искусства, когда выражение эмоций, чувств, истин происходит в несколько иных, непривычных для многих формах. Известно, что и в России были подобные публикации, например, «Прогулки с Пушкиным» Андрея Синявского, и вызвали эти «Прогулки...» такую же сложную прессу. Но выражение отношения к факту публикации ограничивалось все-таки страницами журналов и газет. Спорили до хрипоты, но без рукоприкладства. Я не все взгляды Олеся разделяю, но это нормально. Те, кто так резко реагирует на писания Бузины, не понимают, что здесь имеет место литературный ход, жанровая провокативность, игра. В этом поступке нет отрицания Шевченка и других украинских классиков, нет нивелирования этого великого на все времена человека. Но нельзя все время даже о великих говорить только на уровне панегириков. А спор свелся к детскому, несущественному разговору: «Он не вурдалак!». Мое глубокое убеждение в том, что такая неадекватная реакция части населения на книгу Бузины спровоцирована не совсем корректным поведением людей, стоящих у руля гуманитарной политики, которые бросают лозунги, фразы в толпу. Но они забывают, что общество состоит не из одной ячейки, не из одних национал- патриотов, но и из людей другой, более современной генерации, которые более ироничны, более саркастичны, которые склонны переосмысливать многие вещи.

Повторяю: не надо относиться к этой книге, как к документу. Это форма литературной игры, наш местный постмодернизм.

Константин ДОРОШЕНКО-МАЗЕПА, журналист, историк по специальности:

— Пример с Олесем Бузиной раскрывает ужасные хронические болезни национального самосознания, ментальные травмы, накопленные веками самовосприятия в контексте второсортности.

В Украине события собственной истории сто- и даже тысячелетней давности вызывают общественные страсти гораздо большие, чем реальные проблемы сегодняшнего дня, что является ситуацией абсурдной. Во всяком случае, невероятной для цивилизованной, развитой нации. Историческое и шире — национальное сознание большей части нашей интеллигенции (а за нею, логично, всех прослоек общества, от публичных политиков до бабушек в троллейбусе) находится таким образом в состоянии, мягко говоря, подростково-романтическом. Наложение эпического опыта советской пропаганды на традиционное украинское мифотворчество породило большой пантеон героизированных персон и целый талмуд табуированных тем. Дедушку Ленина заменил дедушка Грушевский. Он стал так же неприкосновенным идолом, несмотря на свою бездарную политическую деятельность, которая привела к немецкой оккупации Украины, а также довольно специфическое состояние совести ученого, который непрерывно интриговал в созданной без его участия украинской Академии наук и не гнушался в этих интригах сотрудничеством с ленинско- сталинскими уголовными органами. Именно Грушевский, кстати, был одним из тех, кто впервые в нашей истории попробовал сделать из патриотизма профессию, от чего Украина много страдала в уходящем веке и, как видим, страдает до сих пор.

Также «благодаря» Грушевскому у нас окончательно господствует в отечественной национальной доктрине порочный тезис о том, что украинская нация является только крестьянской. Развенчиванию этой мифологемы не одну лекцию посвятил наш великий соотечественник, один из наиболее выдающихся ученых- гуманитариев ХХ века академик Омельян Прицак. Основатель украиноведческих студий при Гарвардском университете, Институте востоковедения им. Агатангела Крымского НАН Украины выводил страстность в проведении этой идеи ее отцами — Драгомановым и Антоновичем — не в последнюю очередь из их ненависти к аристократии как шляхетских внебрачных детей. Но до сегодняшнего дня в Украине издан только первый том монументального труда Прицака «Походження Руси» и несколько статей в малодоступных научных сборниках, а свою историю мы продолжаем воспринимать по трудам Грушевского — бесспорно, выдающегося ученого, но для своего времени. Человек, который едва ли не больше всего служил делу признания Украины и ее истории в мире, Омельян Прицак неоднократно рассказывал, что за все длительное время его научной деятельности только дважды его академические доклады по поводу исторических событий были сорваны слушателями. Всякий раз так называемыми украинскими националистами.

Насаждаемое «отцами нации» начала века отбрасывание идеи национальной элиты, аристократии как таковой, умноженное на плебейскую советскую идеологию привело к невосприятию самого понятия достоинства человеческого вообще и хулению национального в частности. Ибо агрессивность, ксенофобия, черно- белое восприятие реалий истории и современности не имеют ничего общего с полноценностью и вскрывают только все тот же комплекс второсортности. На радость всем тем, кто привык говорить с нами с позиции «старшего брата».

Если воспринимать нацию научно, как явление исторически-политическое (а не только с этнической стороны), Украина обогатила мировую литературу еще и именами Николая Гоголя, Пауля Целана, Шолом-Алейхема, Леопольда фон Захер-Мазоха, Анны Ахматовой и многих других. Где был Союз писателей и его рьяные сторонники, когда в советские времена мучали Василия Стуса? Почему их не интересовала судьба одного из наиболее выдающихся филологов современности, нерядового знатока античной литературы и критика профессора Андрея Билецкого, когда он умирал в нищите в пригороде Киева Ирпене, выжитый карьеристами из кафедры университета Тараса Шевченко? На это не было времени, как и на «возрождение нации»: большевистская политика люмпенизации той же нации и собственная карьера требовали слишком много времени и сил. Теперь время свободы. Книг союзовцев одинаково никто не читает, более того, государству уже не до сжигания денег на кучи показательной макулатуры. Вот и наступило время для политики и борьбы. А внештатному пропагандисту не трудно перепрофилироваться в профессиональные патриоты.

В стране, где литературная критика вообще не является активной частью культуры, а высшим достижением в литературоведении является должность государственного чиновника, Олесь Бузина остается человеком, который содействует настоящему интересу общества к сфере литературы. Те, кто любым способом пытается оставить значительную именно в своей неодномерности фигуру Тараса Шевченко безжизненной и мумифицированной тоннами мертвенных бессодержательных «научных трудов» и искусственно-восторженных аффектов, на самом деле заботятся только о своем хуторянском покое. Ибо в обществе, где бурлят в водовороте животворные для культурного контекста течения критики, научного поиска, раскрепощенного творческого мышления, в обществе, лишенном суеверий, личностей умолчания и инфантильной недоразвитости, им не будет места. Они неспособны выдержать полноценной, честной интеллектуальной конкуренции. Поэтому оставлять мировоззрение страны на уровне «Казок баби Параски» для тех квази-патриотов — единственный выход в борьбе за существование.

Пока ситуация оставалась на уровне нервных дамских выпадов, абсурдных судебных заявлений, газетных унижений и оскорблений, она только характеризовала хроническое состояние болезни. Сейчас кризис, который вяло вызревал, вылился в слишком угрожающий рецидив. И здесь государство вынуждено вмешаться в положение вещей. Человек должен иметь право на свободу мыслить! Допускать гонения на людей за их творчество, научные исследования и умственную деятельность вообще — дикость, которая отражается постыдным клеймом на культурном лице государства и нации.

Лариса СКОРИК:

— На этот раз в суде рассматривался не мой иск. По поводу публикаций Бузины я написала даже не жалобу, а «сообщение о преступлении» в адрес Генеральной прокуратуры Украины. Эти публикации имеют, по моему глубокому убеждению, одну цель: разжигание межнациональной розни в Украине и дестабилизацию разного рода, потому что это откровенно вульгарное, циничное издевательство над тем, что уже давным-давно признано как высокие ценности украинского народа. Генпрокуратура спустила это дело в Подольскую прокуратуру Киева, но та вынесла такой вердикт, что «не видит состава преступления». Тогда еще и другие граждане Украины подали иски против Бузины. Я хочу сказать, что если бы судебный вердикт был вынесен по закону и вовремя, мы не имели бы того, что имеем на сегодняшний день. Это нужно тем, кто не хочет стабилизации в нашем государстве. Когда перепечатали в Ровно эту книгу Бузины, те люди не знали, какой дядя в Киеве за этим стоит? Печатание таких, извините, моральных мерзостей в Ровно, во Львове, в Западной Украине — это абсолютный детонатор! И то, что люди наконец начали возмущаться — это естественно, ведь нельзя же слишком долго издеваться над людьми и физически, и духовно. А с другой стороны, для меня давно очевидно желание кое-кого использовать любую ситуацию и довести ее до конфликтной.

Андрей ЧЕРНОВ, заведующий орготделом «Просвіти»:

— На сегодня существуют три иска общественных организаций и частных лиц, касающихся антиукраинских публикаций Бузины. Мы, как «Просвіта», в данном конкретном иске участия не принимаем. Мы подали свой иск по факту его публикаций, в другом районном суде состоялось уже шесть заседаний. По поводу того, что Бузину ударили, ничего конкретного сказать не могу — меня там не было.

Игорь ЛУБЧЕНКО, секретарь Союза журналистов Украины:

— Могу сказать только одно. Можно соглашаться, не соглашаться с Олесем Бузиной, можно спорить с ним, в том числе на страницах газет, но руку поднимать ни на кого нельзя. Украина в конце двадцатого столетия не должна жить по законам джунглей! Это касается и погрома газеты «Рівне Вечірнє».

ОТ РЕДАКЦИИ. К сожалению, мы пока что не получили комментариев от официальных лиц — из парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации, Госкоминформполитики, ожидаем и отзывов наших коллег, читателей. Являются ли для вас идеалы нации, независимого государства более высокой ценностью, чем права личности, в частности, и право на свободное выражение взглядов, в том числе в острой, скандальной форме? Как вы полагаете, в какой мере ответственны те политические силы и масс- медиа, которые провоцируют подобную конфронтацию в обществе? С вашей точки зрения, какими должны быть действия властей для стабилизации ситуации? Тема будет продолжена в следующих номерах «Дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать